Анимированные страсти: Дисней против СССР

24.03.2016

Анимированные страсти: Дисней против СССР

Александр ИВ

С выходом на отечественные экраны очередного диснеевского фильма под названием «Зверополис» снова оживилась дискуссия о мультфильмах, точнее, о пагубности «их» мультиков и полезности наших. Под нашими часто понимается мультфильмы советские, поскольку раньше, как известно, все было лучше.

Так, организация, именуемая Родительское Всероссийское Сопротивление разместила у себя странно-показательную статью об этом мультфильме. Что здесь странного? Да почти все, поскольку автор углубляется в такие недра, о наличии которых в своем творении (например, о гендере), по всей видимости, даже создатели мультфильма не подозревают. А показателен этот материал, на мой взгляд, тем, что он достаточно характерен в своем подходе.

Ностальгия по СССР

Те, кто смотрел «Зверополис», полагаю, согласятся, лента весьма средняя. Видимо, она именно такой и замышлялась: простое, зрелищное изделие, которые студия Диснея производит во множестве. В связи с этим, естественный вопрос: почему же такие мультфильмы, типичные представители развлекательного детского жанра, рассматриваются едва ли не как своего рода евангелие, полное притч и скрытого философского подтекста? Вообще, философский подтекст можно найти (точнее, изобрести) практически в любом явлении.

В нашем обиходе есть определение такому явлению, мудрствование. Именно этим, на мой взгляд, и занимается автор приведенной выше статьи, из которой, кстати сказать, вполне очевидно, что не защита детей от тлетворных ветр автора беспокоит. В статье явно прослеживается ностальгия по СССР. Это один из объединяющих моментов всех критиков западной мультиндустрии: между делом пройтись по тому или иному мультику, а затем с затуманенным взором возвестить, а вот при Советах было так хорошо, такие добрые мультфильмы.

Хамоватый обжора

Ну что ж… Запад как рассадник порока уже неоднократно обличен. Давайте же посмотрим, как дело обстояло с этой пропагандой порока в советских мультфильмах. Попутно я очень рекомендую припомнить свои детские впечатления от мультиков. Итак:

Хит всех времен и народов «Ну, погоди!». Волк, главный герой, смолит сигареты, простите, как паровоз. Кстати, в «Зверополисе» нет ни одной сцены курения. Он же тунеядец и лентяй, все мысли которого только об одном. Заяц, кстати, тоже; за время всех серий о том, что он где-то трудится, трудится плодотворно и целеустремленно, мы не узнаем. В диснеевской ленте главная героиня зайчиха Джуди наоборот хоть и мала,но старается максимально тщательно выполнять свои обязанности, более того, мечтает принести как можно большую пользу городу.

«Ежик в тумане», пусть не хит, но, однозначно, знаковый мультфильм. К сожалению, он сделан скорее для взрослого, чем ребенка, поскольку сцены блуждания в тумане, огромная сова да еще в сопровождении соответствующей тревожной музыки способны вполне реально испугать ребенка. По крайней мере, Зверополис уж не испугает ребенка точно: красочная, яркая лента с отличной анимацией.

Винни-Пух в советской интерпретации — обжора, вдвойне опасный тем, что это обжора деятельный и втройне — еще и хамоватый (вспомним его обед у Кролика). Он пользовался относительной популярностью ровно до того момента, когда в прокате оказался диснеевский Винни, который, не в пример своему коллеге, был и подобродушнее, а, самое главное, вместе с друзьями был более понятен, близок детскому сознанию. Кстати сказать, именно в этом успех отечественного проекта «Смешарики», критикуемого некоторыми не менее западных мультфильмов.

Непротивление кота Леопольда

«Как львенок и черепаха пели песню». Собственно, это мультипликационное сопровождение песни и именно она обеспечивает успех мультику. Но нужно отметить, что сама идея взята у Уолта Диснея, который активно внедрял в свои работы музыку и пение еще в 1930-х годах.

«Жил-был пес», многими любимый мультфильм за жизненность персонажей. К сожалению ,в мультике много сомнительных моментов с точки зрения блюстителей детской морали а-ля РВС, как то: употребление алкоголя, обжорство, жестокое обращение с животными, неисполнение родительских обязанностей.

«Умка» мультик отличный, правда, я его полюбил уже став взрослым человеком. В качестве упрека можно разве что назвать обман медвежонком мамы. Замечательная песня, легкая грусть, отличная озвучка. Но, вспоминая свое детство я обнаруживаю, что этот мультфильм мне был безразличен; все его достоинства я, как и многие другие, полностью оценил повзрослев.

Истории о коте Леопольде. Леопольд сам хорош, конечно, но мультфильмы о нем — это готовая энциклопедия проказника. Да и сам-то господин кот мог бы хоть разок сдачи дать… прямо толстовское непротивленчество какое-то. Или инфантильность. Ну немудрено, что он один живет, кто же с таким захочет семью создавать.

Как видим, при желании изъяны можно обнаружить во всем, в том числе — и в канонизированных советских мультфильмах.

Превращение критикана

Кроме этого, еще раз прошу вспомнить свои детские впечатления от тех или иных мультфильмов. Вспомнили? Дело в том, что дети и взрослые воспринимают одно и тоже неодинаково. И далеко не всегда взрослое восприятие правильное. Ведь Спаситель неслучайно призывал — быть как дети.

Я это вот к чему: блюстители детской чистоты обвиняют детей в отсутствии критического восприятия. Но может быть оно и не нужно?

Может быть пора признать,что есть критика, а есть критиканство, и от отсутствия последнего — дети ничуть не теряют. Более того, многие моменты, о которых беспокоятся противники западных мультфильмов просто проходят мимо детского сознания.

На самом деле проблема детского контента лежит совсем в другой плоскости. Педагоги, точнее, та их часть, которая придерживается классической науки — неслучайно советуют обсуждать с ребенком увиденное или прочитанное. Это обсуждение дает два мощных положительных момента:

1. Оно позволяет акцентировать внимание на хорошем и нейтрализовать плохую составляющую;

2. Учит ребенка различать плохое и хорошее, добро и зло. Это особенно важно в наше время, когда общество наполнено массой людей, с детства не обученных и потому не способных отличать зерна от плевел.

Применительно к нашей ситуации, если с ребенком обсудить «Зверополис», то негативные моменты, и так в большинстве своем не зафиксированные сознанием, окончательно изгладятся из него, а позитивные укрепятся и получат должное понимание.

Дозированное ТВ

Нужно отметить и еще один пункт. В воспитании ребенка крайне важно не только КАК и ЧТО он смотрит, но и СКОЛЬКО. Если чадо с утра до вечера пребывает у телевизора с перерывом на компьютерные игры, то здесь даже суперлояльные передачи на пользу не пойдут. И совсем наоборот, если ребенок лишь изредка бывает в кино, дозировано получает домашнее ТВ и компьютер, можно не беспокоиться, что при сколь-нибудь надлежащем исполнении родителями своих обязанностей он из виртуальной реальности наберется многого негатива. Гораздо больше негатива он принесет из школы, а то и «примет на вооружение» от легкомысленных родителей.

В заключении именно к родителям мне хотелось бы адресовать несколько слов. Воспитание осуществляется личным примером и кропотливой, последовательной работой с ребенком, что невозможно, если вы не научитесь трезво оценивать ситуацию, чувствовать и понимать своего сына или дочь. Без этого все ваши воспитательные потуги окончатся ничем и не стоит удивляться, если ребенок вырос вовсе не тем, кем хотели родители.

Икона для детей

Детей можно и нужно оберегать от негативного воздействия, но делать это без параноидальных наклонностей, которые заставляют лишь смеяться над воспитателем, без отсылки к гендеру и аналогичным материям, о котором большинство детей имеет крайне далекое представление да и не все взрослые в курсе. Не менее важно почаще ставить себя на место ребенка и вспоминать себя в соответствующем возрасте; это поможет и понять, и простить в некоторых случаях.

Если же вы хотите уберечь ребенка от негативного воздействия светского общества, прежде всего, займитесь собой в соответствии с рекомендациями Церкви и классических педагогов. Практика свидетельствует, значительную долю вредного воздействия на ребенка обрушивают именно родители. Это воздействие вдвойне опасно, поскольку происходит в подавляющем большинстве случаев неосознанно.

Все-таки мультфильм — он и есть мультфильм, прошел и забылся. А родители всегда рядом, родители — икона и образец для ребенка. И насколько качественно, если так можно сказать, прописана эта икона, настолько же хорошо будут «прописаны» и дети.

21 5
Православная социальная сеть «Елицы»