Антимногодетная оппозиция: мутагены семейных ценностей

30.11.2016

Антимногодетная оппозиция: мутагены семейных ценностей

священник Святослав ШЕВЧЕНКО

Несколько дней раздумывал: писать или нет свой отзыв на резонансное интервью протоиерея Павла Великанова. Тем более, повод был — в ватсапе попросили моего мнения на этот счёт. Не мог промолчать и как председатель епархиальной комиссии по семье. Сразу честно признаюсь, интервью меня задело. Тема поднята очень важная.

Загнанные в Гугл

Сначала я прочитал его (как выразился сам автор) в «неавторизованной» версии, сохранённой в кэше Google. Да-да, в соцсетях стали распространять ссылку на этот кэш с Милосердия.ру, видимо, использовав концепцию «запретный плод сладок». Правда, не совсем понятно как в солидном издании могла появится версия, которая не согласована с автором. Но не в этом суть. Потом авторизация все-таки произошла, но тут же материал был снят. И автор был вынужден опубликовать его в своём блоге в «Живом журнале», в котором он ничего не писал в течении трёх лет, и даже намеревался его «похоронить».

Если так было задумано, то это говорит лишь о том, что православные медийщики, наконец-то, научились использовать современные технологии для донесения до широкой общественности своей точки зрения. Да, есть у таких методов нравственно-этические проблемы, связанные с границами дозволенного в манипуляциях. Но сейчас речь не об этом. По различным неофициальным репликам в соцсетях официальных церковных спикеров лично мне стало понятно, что главная причина удаления интервью — в другом. Об этом поговорим чуть позже.

Авторы-оригиналы

Сразу хочу обозначить свою позицию. Прошу не считать данную публикацию — полемической. Во-первых, не имею морального права дискутировать о многодетности с отцом четверых детей, поскольку я со своими двумя сыновьями — несомненно в более лёгкой весовой категории. Во-вторых, отец Павел, как минимум, выше меня на голову в пастырском опыте, образовании и лучше разбирается в церковных реалиях. Считайте мои мысли некой рефлексией, попыткой озвучить альтернативное мнение на обсуждаемый предмет.

В связи с этим, лично у меня создается впечатление, что в последнее время в медийном поле православные авторы увлекаются не столько подачей смыслов, сколько попыткой сказать новое слово, выглядеть оригинальными. (От них же первый есмь аз). Ведь в церковных и околоцерковных СМИ большинство тем говорены-переговорены, а повторяться сегодня в среде православной интеллигенции — негласно считается моветоном. Мне кажется (перекрестился), что именно это привлекло особое внимание к рассматриваемому интервью.

Оппозиция против шерсти

С одной стороны отец Павел озвучил общеизвестные и, в общем-то, правильные вещи, касающиеся тягот подвига многодетности. Но с другой стороны, нужно отдать автору должное — ему удалось в этом интервью высказать оригинальные мысли. Как это у него получилось? Как это получается у любой оппозиционной силы где бы-то ни было — создать движение «против шерсти». Как правило, это вызывает наэлектризованность, что, в принципе, и произошло. И не пойму почему это некоторых так удивило.

Во-первых, он пошёл против традиционного отношения к этому вопросу в Русской Церкви. Смело, а значит — оригинально. Во-вторых, автору удалось высказаться в пику одному из авторитетных архипастырей современности — главе Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, епископу Пантелеимону (Шатову). Ещё смелее и оппозиционней. Это последнее, на мой взгляд, и стало настоящей причиной удаления материала с Милосердия.ру. И это кажется мне вполне логичным и последовательным шагом.

Искусственный дискурс

В чём «пика»? — спросите вы. Речь о нашумевшем тексте беседы владыки с  девушками, мечтающими о создании семьи, который был опубликован летом на выше означенном ресурсе. (Тогда оппозиционные светские СМИ всласть поглумились над «мракобесами»). А вот, на мой субъектив, ключевая фраза архиерея по этому поводу: «Многодетность в современном мире – большой труд и подвиг. Наш мир не приспособлен, не удобен для больших семей. Но без исполнения этой воли Божией о рождении детей вы будете в браке несчастливы».

Кстати, где же тут пресловутая «романтизация» и «культивирование» многодетности в Церкви, о которой тревожится о. Павел? Ничего этого нет не только в словах владыки, но и в высказываниях других церковных спикеров. По крайней мере, мне ничего такого не встречалось, а я внимательно слежу за христианской литературой о семье. Следовательно, дискурс, который отец протоиерей пытается включить в повестку дня — искусственно созданный.

Рваные шаблоны

Более того, владыка Пантелеимон не только предупреждает о трудностях, но и даёт конкретные практические советы. Чего, к сожалению, я совсем не увидел в интервью протоиерея Павла Великанова. Если не считать отвлеченных мыслей о постижении высокого «искусства любви». (Возникает резонный вопрос: получается, что пока супруги не достигли «пика любви», детьми им лучше не озадачиваться?) Кстати, размытые выводы — это слабое место у всей современной либеральной мысли, когда принцип «критикуешь — предлагай» совсем не берется в расчет.

Короче говоря, диаметральность позиций архиерея и протоиерея в этой истории заключается в простых вещах. Епископ Пантелеимон напоминает о трудностях, но призывает к христианскому подвигу, дав рекомендации из личного опыта, а протоиерей Павел только пугает трудностями, призвав супругов — жить больше для себя, наслаждаться друг другом, не рвать себе жилы. По сути, предлагается от одних «шаблонов» перейти к другим, а конкретно — к западной практике планирования семьи и репродукции.

Семейная мутация

Подытожить свои мысли хочется такой простой и ясной штукой. Проблема, которую поднял отец Павел Великанов очень важна и актуальна. Но её подачу (со всеми двусмысленностями и недосказанностями), искренне считаю — крайне вредной. Другими словами, на наших глазах формируется определенный тренд, церковное течение, под воздействием которого христианское учение о чадородии будет подвергаться мутации. В будущем нас могут ожидать околоцерковные выступления за права женщин «распоряжаться своим телом», оправдание гомосексуализма, женское священство и многое другое.

Не менее вредным считаю, и намеренное обострение отношений между внутрицерковными группами посредством провоцирования. Два самых скандальных текста этого месяца яркий пример. Владимир Берхин без зазрения совести  пишет про «патриотические православные завывания», отец Павел Великанов в своём интервью постоянно намекает на некие «определенные круги», которые, по его мнению, взбивают «романтическую пену». Это не приведёт ни к чему хорошему, кроме атомизации внутри Церкви.

Думается, что конструктивный диалог начнется только тогда, когда в наших текстах оппоненты перестанут «завывать» и «взбивать». Причём, это относится к обоим лагерям.

P.S. Статья в продолжение темы: Выбор чайлдфри: существует ли в Церкви «гонка» многодетности?

41 22
Православная социальная сеть «Елицы»