Бикфордов Шнур: «Ленинград» в тренде у православных?

23.09.2016

Бикфордов Шнур: дурновкусие "Ленинграда в тренде у православных?

священник Святослав ШЕВЧЕНКО

На днях СМИ заголосили о том, как новосибирские активисты покусились на «святое» русского шансона — группу «Ленинград». Православные новосибирцы возмутились появлением лидера группы Сергея Шнуров (в простонародье — Шнура) на первой «кнопке» российского ТВ с авторской передачей, в чем увидели легализацию публичного сквернословия, пропаганду курения и потребления алкоголя.

Православные пиарщики

Сразу хочу оговориться, что я не являюсь сторонником запретительных мер и цензуирования. И порой мне даже кажется, что православные активисты работают в связке с теми, кого критикуют. Почему? Потому что зачастую их акции протеста превращаются в мощные пиар-кампании с участием федеральных СМИ. По крайней мере, подобное впечатление складывалось по деятельности небезызвестного Дмитрия Цорионова (в простонародье — Энтео).

Просто уверен, что громкие заявления никак не повлияют на судьбу Шнура, а только привлекут к его творчеству еще больше внимания. Но не все тут так просто. Не бывает дыма без огня. Именно поэтому давно хотел взяться за творчество популярной ныне группы, хотя не являюсь её поклонником. Вряд ли стал бы щелкать по клавиатуре, если бы не один феномен.

Беременный спрос

Нет, речь пойдет не о том, как хриплый шансон превратился в попсовый и даже гламурный проект. И даже не о том, как лидер группы «переобулся» в глянцевую обложку, которая в клипах остается за кадром. Ну, да пусть этим занимаются музыковеды. Тем более, на мой взгляд, с этим как раз все очень просто — спрос рождает предложение. А ныне он ежеминутно беременный.

Мне не совсем понятно другое — спрос на творчество «Ленинграда» со стороны воцерковленной публики. Вроде бы православных христиан должно отталкивать сквернословие, пошлятина и прочие «радости» мира. Но не тут-то было.  Заметил это в социальных сетях, где мои верующие друзья ревностно защищают Шнурова и все его творчество от любой критики. Не думаю, что тут дело в заповеди «Не сотвори себе кумира», все намного тоньше. Сейчас объясню насколько.

Православный мат

Например, в Фейсбуке моя лента сформирована из постов моих православных френдов. Нередко замечаю, что сегодня верующие люди запросто репостят скарбезные или откровенно пошлые анекдоты, публикации с матерщиной и прочим сквернословием, а остальные все это дело активно лайкают. До сих пор помню свой первый культурный шок, когда несколько лет назад увидел пост одного знаменитого православного блогера, где он открытым текстом сыпал нецензурщиной. Сейчас это в особом в тренде.

Причем, сегодня в порядке вещей среди православной братии записать в ханжи и фарисеи того, кто осмелится назвать подобные поползновения грехом. Это стало даже «модно». А тут вдруг появляется «модный» исполнитель, работающий в этом формате, который казалось канул в лету вместе с Юрием Хоем и«Сектором газа». Но нет — формат «откачали» на «Ленинграде».

Пенсионер в лабутенах

Сижу как-то в коридорах Пенсионного фонда, чтобы сдать отчетность по своему приходу. Рядом сидит бальзаковская дама, но за то на лабутенах и в… обтягивающих штанах.  (Не зря так схохмил). Сомневаюсь, что я вообще бы её заметил… Но вот она сразу приметила человека в черном подряснике и с бородой. Тут же «откупорила» наушники из своих раковин и врубила внешние динамики смартфона. О, да! Она слушала нашумевшую песню «Экспонат» (в простонародье — «на лабутенах»).

Причем, как только песня заканчивалась, она ставила её на повтор, кидая в сторону «мироеда и душителя свобод» едкие взгляды. Раз пять-шесть композиция повторялась (подозреваю, в мою честь), пока на экране казенного монитора не высветился спасительный номер моего талона в электронной очереди. Зачем она это делала? Затем, что понимала как «капнуть» мне на мозг. И почти уверен, что продюсеры такой музыки тоже это прекрасно понимают.

Карикатурная икона

Проблема в том, что вульгарные песни неминуемо приведут к маргинализации широких слоев общества. Вспомните лихие 90-е, когда с голубых экранов каждый второй депутат матерился, что не успевали «запикивать». А «Армянские радио», «Секторы газы», «Красные плесени» резонировали народных избранников. В Думе промышляли мордобоем (прям, как сейчас в Раде), а на улицах человеческая жизнь стоила дешевле ваучера. Криминал тогда гулял по полной. Мы хотим «перемотать» время назад?

Если не хотим, то должны вспомнить почему Христос назвал нас «солью мира». Но мне могут возразить, дескать, вы все не так поняли — «Ленинград» занимается острой социальной сатирой, высмеивая современные пороки. Простите, но я уверен, что эта группа как раз транслирует эти пороки, увеличивает их громкость, походя издеваясь над недостатками и комплексами людей. Не говоря уже о святынях.

Чего только стоит пародия на «Тайную вечерю» в клипе на песню (простите) «Сиськи», когда за минуту до окончания ролика карикатура на икону оживает в ночном клубе, где место Спасителя занимает блудливый пикапер (стоп-кадр ролика иллюстрирует эту статью). Поэтому нам, верующим, стоит определиться — будем ли мы подражать Богу Слову или раскачиваться в такт ритма музыкального клипа, в котором слова и картинки, что «срамно есть и глаголати» (Еф. 5, 12).  Ведь нет гарантии, что Шнур, который подключен к вашей голове, не бикфордов.

 

64 3
Православная социальная сеть «Елицы»