Что такое Псалтирь в Православной Церкви

13.09.2019

Священник Виктор КОБЗОВ

 

Псалтирь- это одно из величайших библейских произведений. В древности под песнопения из Псалтири совершались некоторые древнеиудейские богослужения. Пение псалмов упоминается во всей христианской литературе, начиная от апостолов.

Автор Псалтири — это не один царь Давид, авторов несколько. Закрепилось название «Псалтирь Давида», так как в ней больше всего псалмов, составленных именно Давидом. Здесь можно привести аналогию с авторством книг в наше время: если авторов много, то обычно первым указывается самый главный, остальные — соавторы.Иногда соавторов даже всех не перечисляют и тогда в надписании книги остается только один человек. Кто же соавторы царю Давиду в таком величайшем молитвенном подвиге? Это Моисей, Соломон, Асаф, Еман, Ефам (он же Идифум) и сыновья Кореевы. Самому Давиду, как считается, принадлежат 78 таких молитвенных песнопений.

Моисею принадлежит один псалом, 89-й. Моисей этой молитвой обращается к Богу в конце сорокалетнего странствия по пустыни. Соломон, сын Давида — автор трех псалмов. Это молитвы ко Господу во время воцарения, по окончании строительства Храма и внесения Ковчега Завета во Храм. Очень многие псалмы имеют свои надписания самая первая строчка, которая часто и раскрывает авторство, например Песнь, псалом Асафа (82), Кореевых сынов псалом (84), Учение Ефама Езрахита (88).

2

Если в надписании стоит слово «псалом», это значит, что данная молитва исполнялась под аккомпанемент псалтири, особого такого струнного инструмента, похожего на древнерусские гусли. Если сказано, что это «песнь», значит эту песнь пели только голосом. Есть разновидности степени сопровождения музыкой, указания на низкий голос. Также есть упоминание о шошане — другом музыкальном инструменте и аламоф — пение очень высоким голосом, девическим.

Некоторые надписания поясняют исторические события, связанные с ними: «псалом Давиду, когда он бежал от Авессалома, сына своего» (3). Сейчас надписания-руководства богослужебной роли не играют, многое прошло, теперь иная культура. В православной церкви все псалмы либо поются, либо читаются. Читаются особым способом — спокойно, без чувств и эмоций, чтобы молитва легко и естественно наполняла душу и возносила ее ко престолу Всевышнего.

По своему содержанию псалмы тоже очень разные. Есть молитвенные и покаянные, есть хвалебные псалмы, есть псалмы паломников, есть исторические, есть и мессианские — которые предсказывали Христа — пророчествовали о Нем, говорили о Нем в виде образов. Вот пара таких наиболее ярких примеров: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22; Матф. 21, 42). «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109,1; Матф. 22,24).

Вот, кстати, поэтому царя Давида называют еще и пророком. Он через свои вдохновенные молитвы предсказывал о грядущем Спасителе, открывал волю Божию для Израильского народа и вообще всем людям. Если в некоторых псалмах есть просто пророчество, упоминание о Мессии, то некоторые целиком говорят о Христе.

Прочитайте второй псалом. Посмотрите какие слова о Господе: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе. Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их как сосуд горшечника. Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на него».

А вот слова из 21-го псалма: «Боже мой! Боже мой! Внемли мне. Для чего Ты оставил меня?» — Именно это сказал Спаситель на Кресте. «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивают главою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, если он угоден Ему».

Вспомните, как ругались на Христа, и все это дословно говорили Ему.

3

«Я пролился как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои». — А это все ощущения, переживания Распятого на Кресте Спасителя. «Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей метают жребий». — И это сбылось в тот же час. Разделили одежду, а на хитон бросили жребий.

Так ярко, полно и емко о Христе кроме Давида говорил в древности только один пророк — Исаия, которого мы часто называем даже ветхозаветным евангелистом.

В том виде, в каком мы имеем Псалтирь, она не существовала изначально, теперь это нам видно из тех же надписаний авторства. Вся история формирования этого молитвенного богослужебного сборника — около тысячи лет. Происходило постепенное накопление молитв, формирование из них нескольких сборников

В структуре Псалтири мы видим пять частей, четыре из которых оканчиваются словами «Буди, буди» (на церк.-слав.) — «Аминь, аминь». В последствии эти сборники были объединены в один известный нам. На особую популярность Псалтири в Церкви указывает тот факт, что по богослужебным правилам, она полностью прочитывается на службе за каждую неделю, а великим постом — даже дважды в неделю.

Что еще так же часто читается на службах?! Псалмы входят в состав многих частных богослужений, ими почти все предваряется. Один псалом — покаянный Давида (50) входит в состав наших утренних молитв. Многие святые отшельники знали ее наизусть, и в настоящее время многие христиане миряне молятся на память стихами из псалмов

Существует традиция читать Псалтирь в самых разных жизненных, житейских ситуациях. В радости ли, радоваться псалмами, размышлять, сетовать и сокрушаться — повторяя при этом псалмы. Вот и появляется необходимость читать Псалтирь, когда кто умирает, чтобы и себя поддержать молитвенно, и душе усопшего дать молитвенную поддержку.

Ведь умерший больше не может ничего сделать сам для себя. И единственное его упование — на нас, на наши молитвы. Во многом благодаря им души получают облегчение и поддержку на испытаниях мытарствами и даже получают силу войти в рай. Что касается непосредственной разницы чтения Псалтири по усопшим, то здесь разница не в самих псалмах, а в тех молитвах, которые добавляются. Читается особая молитва из «Последования по исходу души»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего…», читаются специальные короткие молитвы — тропари, из того же последования.

Сама Псалтирь разделена на 20 частей, кафизм, каждая из таких частей на три в свою очередь. Дополнительные молитвы мы как раз и вставляем между этими частями. Читаем псалмы неспешно, с вниманием, стараясь вникнуть в глубину всех этих молитв. Увы, но существует такое опасное поверие, что бесы боятся самой Псалтири. Приходится иной раз слышать и такое «наставление»: «ничего, что ничего не понимаешь, зато бесы понимают и боятся».

Если мы не разумеем, что читаем, откуда будет у нас молитва? Если мы не внимательны, то угодна ли Богу такая молитва? Нужно стараться понимать прочитанное, читать не только на церковнославянском, но и на родном языке. Читая псалом-молитву , молиться словами автора, призывать молитвенно и самого царя Давида, чтобы он научил нас сокрушению сердечному.

4 0
Православная социальная сеть «Елицы»