Дела семейные: ролевые игры для дядей и тёть

10.08.2016

Дела семейные: ролевые игры для дядей и тёть

Максим ЧЕКМАРЁВ

Мне кажется очень важным, что отец Святослав в своей последней статье обратился к началу начал – истории сотворения человека и его грехопадения. В первых главах Бытия открываются важные проблемы отношений мужчины и женщины, свидетелем которых я становлюсь в своей практике семейного психотерапевта.

Однако, мне кажется, важно взглянуть на ситуацию несколько шире, чем заявленная проблема подкаблучничества. Иначе такой животрепещущий вопрос как семейные отношения может быть сведён к вопросу политической власти: «Кто главнее?», но первые главы Священного Писания говорят не о политике, а о природе человека. Вопрос о том, кто в доме хозяин находится в конце, а не в начале цепочки проблем.

Библия чётко даёт понять, что создать человека двуполым было изначальным замыслом Бога. Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). В следующем стихе Он освящает чадородие, благословляя первых людей плодиться и размножаться, тем самым освящается и семья.

Вторая глава сосредоточивается на творении человека. При внимательном прочтении заметно, что человек не называется ни мужчиной, ни Адамом. После сотворения женщины звучит знаменитое «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24), призывающее мужа и жену к близости и пониманию своего единства, про различия мужчин и женщин речи пока не идёт.

Вопросы пола проявляются в полной мере только в истории грехопадения. Змей говорит женщине о том, как замечателен запретный плод и о том, как он даёт силу, равную Богу. Она верит змею и ест его. Что движет женщиной? Что заставляет преступить завет с Богом? Похоже, это зависть, ведь самым весомым аргументом для неё становится «будете как боги, знающие добро и зло». Итак, первым грехом, совершенным женщиной, была зависть к силе, власти и мудрости Бога.

А что мужчина? Бог, зная о преступлении завета, обращается к Адаму, спрашивая его, не ел ли он с дерева познания добра и зла. Бог даёт шанс для покаяния первых людей. Но Адам, чувствуя стыд и вину, не принимает на себя ответственность, говоря, что плод ему дала жена. Ева тоже отрицает свою ответственность, обвиняя во всём змея. Только теперь грехопадение завершилось. И мужчина пал из-за безответственности, неспособности честно и смело принять и исповедать вину – свою и собственной жены.

Лишь сейчас поднимается вопрос о ролях мужчины и женщины, соответствующих их природе. Следующие строки Писания говорят, что роды будут болезненны для женщины, и в связи с рождением детей муж будет господствовать над женой, сам при этом трудясь в поте лица. Это логично, ведь, воспитывая маленьких детей, женщина действительно зависима от мужа, он оказывается и кормильцем, и защитником. Что необходимо, чтобы мужчина смог проявиться именно так в семье? Супруга, способная быть союзницей и помощницей.

На деле выходит совсем не так. Грех первых людей снова и снова повторяется. Мужчина боится ответственности. Он начинает отвергать инициативу, трусить и перестраховываться. Даже в процессе знакомства сегодняшние мужчины больше ждут, чем действуют. Их мысль звучит примерно так: «Я сейчас подожду, и если она сделает первый шаг ко мне, это значит, что я ей нужен», они уступают инициативу и становятся пассивными.

Женщина начинает действовать с позиции зависти, ей кажется, что мужчине больше позволено, больше дано возможностей, начинает обесценивать его труд, чтобы подчеркнуть собственную значительность. Мужчина видит это и злится. Злость может найти разный выход. Он может начать бить и тиранить жену, пить водку или залипнет в «Танки», восполняя таким образом тоску по уважению, значимости, способности справляться с проблемами.

Женщина как будто получила своё, она теперь хороша, а муж – нехорош, но продолжает быть недовольной, ведь в её душе живёт тоска, что она будет любимой и важной, той, ради которой хочется трудиться. Вот тут только они и начинают спорить о главенстве. Жена говорит: «Стань же ты, наконец, главой семьи, а не инфантильным просиживателем штанов!». Муж отвечает: «Да ты сама прекрати рулить и критиковать меня на каждом шагу! Ты вечно всем недовольна!».

Они оба правы в своём крике сердца, но не слышат друг друга, потому что каждый варится в собственном соку. Им бы не требовать от другого того, что должен делать каждый из них самостоятельно. Мужчине стоит принять ответственность за свою жизнь и жизнь семьи не потому, что его хвалит жена, а потому, что это, в сущности, естественно. Кто сможет позаботиться о двоих, потом троих, четверых и пятерых? Тогда он сам почувствует себя достойным мужем и отцом.

Точно так же и жена способна понять бессмысленность соревнований с мужчиной. Совсем не важно, что она сможет поднять такую же тяжёлую штангу. Важнее то, что в заботе вырастут её дети, она сама станет мудрее и человечнее, научиться давать и принимать любовь.

Кстати, о любви я заговорил в самом конце, но именно она есть первая заповедь. Она лучше всяких правил помогает быть чутким к супругу или супруге и относиться к нему с трепетом. К этому трепету, рождающемуся от любви, нас призывают в Таинстве Причастия словами «со страхом Божиим и верою приступите». Об этом же страхе говорится в строке, обращённой к женщине о том, что «жена да убоится мужа» (Еф. 5, 33), и в месте Писания, призывающем мужчину относиться к женщине «как к немощнейшему сосуду» (1 Пет 3, 7). Когда двое — одна плоть, не возникает раздора, но дом, разделившийся сам в себе, падёт (Мф. 12, 25).

Беда только в том, что безответственность и зависть воспитываются в детях. За мальчиком вечно бегают по пятам, не давая познавать мир и проявлять инициативу. Родители готовы за него завязывать шнурки, учиться в школе и институте, но раздувают его чувство собственной значимости. Его воспитывают послушным, и он по привычке ждёт инструкции от окружающих.

Девочек учат манипулировать в духе «быть шеей, вертящей головой» и во всём соревноваться с мальчиками, а потом мужчинами. Ни о каких любви и согласии речи не идёт, наоборот, мужчины и женщины видят друг в друге потенциальных врагов. Родительским принципам вторит «житейская мудрость» — фильмы, книги, анекдоты. Увы, счастливыми супругами сегодня становятся не благодаря, а вопреки тому, что происходи в обществе.

15 1
Православная социальная сеть «Елицы»