Дистанционное обучение: взгляд православного психолога

23.05.2020

Елена КУЗОРО

В условиях карантина наши семьи неожиданно захлестнула новая реальность – дистанционное обучение. И большинство участников образовательного процесса, как показала практика, оказались не очень-то к ней готовы. Трудности испытывали и сами учащиеся, и их родители, и даже педагоги. Мне, как православному семейному психологу, предложили рассмотреть некоторые вполне конкретные ситуации прихожан нашего храма, связанные с новой формой обучения, с просьбой прояснить их.

– Я просто в ярости от того, что на меня свалили работу учителя…

– Здесь сразу бросаются в глаза два настораживающих момента. С одной стороны, очень сильно выражены негативные эмоции (ярость – это ведь крайняя степень проявления гнева). А с другой стороны, сама постановка проблемы в такой форме говорит о следующем: Вы чувствуете, что другие (в данном случае учителя), Вам чем-то обязаны.

Если бы так выражался человек неверующий, еще можно было бы списать этот негатив на неустроенность его души, не ведающей Бога. Но в данном случае давайте честно зададим себе вопрос: какое самое главное качество должно отличать нас, православных христиан, от людей, живущих без Бога? Мирное устроение нашей души. Причем в любой ситуации. Собственно, это и есть показатель того, кому мы больше доверяем в этой жизни: Богу или все же самим себе. Когда возникает раздражение, гнев, а тем более ярость? Когда ситуация выходит из-под нашего контроля, когда нарушается привычный для нас ход вещей в самом широком смысле этого слова. Тогда и обнаруживается, что скрывалось в нашем сердце и как глубоко повреждено оно гордостью. Это по поводу ярости.

Второй момент. Всю полноту ответственности за воспитание детей несут родители, а воспитание включает в себя и образование. Учителя в школе помогают нам, но основной труд все же лежит на родительских плечах. Наивно полагать, что только школьные учителя дают нашим детям знания, детей воспитывает и образовывает прежде всего та среда, в которой они живут. Именно поэтому от самих родителей зависит, насколько успешно будет учиться их ребенок.

Сейчас, в рамках дистанционного обучения, наибольшую трудность для родителей может представлять только объяснение нового материала (понятно, что учитель-предметник сделает это быстрее и качественнее). Но за эти два месяца никто и не требовал от родителей объяснять детям новый материал, тем более по таким сложным предметам, как, например, физика или химия. Насколько возможно, учителя подробно объясняли, что и как делать (у меня две дочери-школьницы, знаю об этом на собственном опыте). А уж организовать дома процесс обучения, вместе с ребенком подумать над тем, что не понятно, проверить, что у него получилось – это и так обязанность родителя при любой форме обучения.

–  Дочь выпускница. Очень переживаю, что из-за эпидемии сорвутся все наши планы. Все настолько непонятно. Как поступать, как сдавать ЕГЭ?

– Я могу ответить на психологическую часть вопроса: «переживаю, что сорвутся наши планы». Но опять же, без духовного осмысления этой ситуации нам никак не обойтись. Есть Промысл Божий о каждом человеке, а есть наши планы. Как Вы думаете, что важнее? Неужели Господь не знал, что Ваша дочь в этом году выпускница? А если знал, то почему допустил такое? А что ж тогда говорить тем выпускникам в далеком июне 1941 года? У них ведь тоже были какие-то планы на эту жизнь, которые безжалостно исковеркала война. Согласитесь, что наша сегодняшняя ситуация все-таки намного лучше. Проблема в том, что мы никак не научимся доверять Богу и никак не поймем, что все происходящее может послужить нам только во благо при нашем правильном отношении.

Свежий пример: недавно на телеканале «Союз» священник рассказывал, как его дочь поступала в престижный московский вуз. Девушка была шестой в списке поступающих на бюджетной основе, но из колледжа при этом же вузе пришли выпускники, естественно, их поместили в начало списка, и она стала первой…но в платном списке. А денег на обучение нет. Казалось бы, трагедия. Только через полгода из разговора с подругами, которые туда все-таки поступили учиться, девушка поняла: слава Богу, что она тогда не прошла. По многим причинам она просто не смогла бы там учиться.

А что касается того, как сдавать ЕГЭ и поступать, то 21 мая этого года президент выступил со специальным заявлением по ситуации в системе образования. ЕГЭ будут проведены по всей стране и начнутся 29 июня. Школы помогут выпускникам готовиться к экзаменам в дистанционном формате. ЕГЭ будут сдавать те, кто готовится поступать в вузы. Аттестаты выдадут всем выпускникам. В августе пройдет зачисление в вузы. Те, кто не сможет сдать ЕГЭ в июне, смогут сдать его в августе на оставшиеся в вузах места. Учеба начнется в сентябре, а уж в каком формате, будет зависеть от ситуации в стране.

– Я учительница английского. Мне 60 лет. Я хотела еще поработать. Но этот цифровой шторм… Как мне пережить его?

– Собственно, сейчас уже конец учебного года, и можно надеяться, что цифровой шторм постепенно сбавит обороты. Как заявил президент, все слухи про уход от традиционной системы образования и замены ее на дистанционную не имеют оснований.

А по поводу того, как это все пережить? Как и полагается православному христианину: спокойно, с надеждой на благой Промысл Божий. Нет безвыходных ситуаций, есть выходы, которые не всегда нас устраивают. И над этим стоит задуматься. Если Вы хотите продолжать работать, наверное, все же придется осваивать современные технологии. Поверьте, это не так сложно, как кажется. Либо освоить репетиторство, которое по-прежнему очень востребовано.

– Я мама-одиночка. Две дочери, 4-й и 8-й класс. У нас старенький ПК и три кнопочных телефона. Мы не в состоянии на них делать то, что требуют в школе. Но я не о технике. Как мне объяснить это и девчонкам, и учителям, и при этом не сорвать учебу?

– Такие вопросы решаются в индивидуальном порядке с классными руководителями детей. Достаточно им позвонить и обговорить конкретно Вашу ситуацию. Сейчас многие оказались в непростом положении, и учителя охотно идут навстречу. Обговорите с ними порядок получения заданий и то, как Вы их будете отправлять учителям на проверку. А все остальное не требует наличия техники. Задания по-прежнему в большинстве случаев делаются в тетрадях.

Что касается детей, поговорите с ними на равных. Дети прекрасно все понимают. И если мама не терзает себя надуманным чувством вины, что якобы не может должным образом обеспечить своих детей, то и дети не испытывают никаких комплексов по этому поводу. Вы можете дать своим детям гораздо большее: внимательное, участливое отношение к их трудностям, готовность прийти на помощь, совместно подумать над сложившейся ситуацией и способами выхода из нее. Дети очень ценят, когда к ним относятся как к равным, советуются с ними.

– Меня очень смущают ролики, которые рассылают в соцсетях, о том, что прежней школы уже не будет, останется только удаленное обучение. Ужас! Посмотрела и рыдала всю ночь.

– Для начала задайте себе вопрос: с какой целью Вы смотрите эти ролики? Для чего Вам это нужно? Не хватает адреналина? Ответили, задайте следующий вопрос. Вы кому больше доверяете: Богу или мусору, собираемому из роликов в сети? Как определить, чей голос звучит в нашей душе в тех или иных обстоятельствах? Бог никогда не создает тупиковых и неразрешимых ситуаций. А дьявол всегда пытается доказать, что любая ситуация тупикова и неразрешима. Исходя из этого, определяйте, какой информации стоит доверять. Президент уже четко озвучил: слухи про уход от традиционной системы образования и замены ее на дистанционную не имеют оснований.

– Очень тяжело оказалось не ходить на работу и быть с детьми неделями. Сильно утомляюсь. Как нам интересно проводить время вместе?

– Воспитание детей – это тяжелый труд, от которого нас в какой-то степени ненадолго избавляет пребывание на работе. Но это и благодатный труд при правильной организации воспитательного процесса. Самая распространенная ошибка родителей – считать детей неким объектом, который нужно постоянно занимать чем-то полезным или развлекать. Детей можно и нужно вовлекать в ежедневные бытовые дела семьи, предоставляя им необходимую самостоятельность. Например, у нас есть семейная традиция: утром собираемся все на завтрак за общим столом и обсуждаем планы на этот день. Дети вносят свои предложения, взрослые – свои, и совместными усилиями вырабатываем общий план, устраивающий всех. Детям важно почувствовать свою значимость, что к их мнению прислушиваются, что с ними считаются и серьезно их воспринимают. Тогда и время, проведенное вместе с ними, не будет Вам в тягость.

– У нас два сына (10 и 12 лет), и они очень хорошо разбираются в компьютерах, а мы с мужем нет. Они учатся сами, и мы ничем не можем им помочь. Горько от того, что цифровое обучение для нас темный лес. Как мы можем поддержать детей? Чем можем им помочь?

– Помогать желательно в том случае, если дети об этом просят. А если они прекрасно справляются сами, предоставьте им такую возможность самостоятельно нести ответственность за свою учебу. Это очень важный навык для взрослой жизни. Другое дело, что вы в этой ситуации как бы лишены возможности контролировать детей, и именно это вызывает некоторую горечь. Но гораздо важнее создать доверительные отношения с детьми. Попросите их начать обучать вас премудростям обращения с компьютерной техникой. Побудьте сами в роли учеников, дайте им возможность ощутить свою значимость. Это и будет лучшей помощью вашим детям.

P/S. Если у вас есть вопросы к православному семейному психологу, можете задать их через сайт «ВКонтакте»

5 1
Православная социальная сеть «Елицы»