Феминизм в Церкви: когда во всем виноваты мужчины

23.02.2016

Феминизм в Церкви: когда во всем виноваты мужчины

Александр ИВ

Периодически на Протоинфо появляются материалы о взаимоотношения между мужчиной и женщиной в современном мире и связанной проблематике. К сожалению, эти материалы зашлакованы в последнее время критикой о. Андрея Ткачева. Мне хотелось бы продолжить это направление по существу не столько в качестве возбуждения спора, сколько из необходимости прояснить отдельные моменты.

Догмат о виновности

Как мы знаем из учения нашей Церкви, мужчина и женщина созданы Творцом равными. Однако это равенство не должно вводить в заблуждение. Библия не позволяет предаваться фантазиям на эту тему: женщина сотворена помощницей мужчине, то есть, если так можно сказать, второй среди равных. Запомним это — помощницей!

Конечно, непросто это «равное неравенство» осмыслить, хотя для достаточно воцерковленного человека проблемы здесь нет. Грехи, как мы знаем, не делятся на мужские и женские — они общие для всех. Кстати сказать, они же не делятся на грехи настоящих мужиков (или женщин), ненастоящих и средненастоящих. Аналогично, и праведность не бывает праведностью мачо и праведностью подкаблучников — она подается по духовному преуспеванию независимо от пола и степени продвинутости в светском обществе. Иными словами и мужчине, и женщине суд будет одинаковый, лишь с небольшим различием.

Штандарты феминизма

В связи с чем возникает закономерный вопрос: а откуда вообще вошел в церковную среду этот новообретенный догмат о том, что «мужики виноваты во всем»? В светском обществе его происхождение известно — это воинствующие феминистки, весьма желающие уподобиться мужчинам и стать первыми, да и не среди равных, а первыми вообще.

Но как сбросить того господина, из такой же плоти и крови, но все-таки, поставленного над тобой Творцом («…жене глава – муж…» (1Кор. 11, 3))? Вот и был запущен в обиход постулат о том, что во всем виноваты мужчины. В чем именно, уточнялось по необходимости. Виновность (по определению) мужчин — это один из главных штандартов современного феминистского движения. Материалами на данную тему пестрят практически все женские журналы, «наставления» психологов и просто советы тех или иных гуру.

Категоричная уверенность

К сожалению, эта установка стала проникать и в церковную среду. Нет смысла оспаривать того, что в каких-то конкретных случаях, действительно, виноват мужчина. Хотя чаще не ТОЛЬКО мужчина, а В ТОМ ЧИСЛЕ мужчина. В качестве примера можно взять распространенный сейчас недуг пьянства. Да, в этом есть и вина мужчин, но разве их одних? Даже светская психология вынуждена признать, что во многих случаях человека вольно или невольно подталкивают к пьянству его домашние.

А к этому нужно добавить, что современная женщина во многих случая просто неуправляема. Поясню, о чем речь. Во время моего воцерковления довелось мне познакомиться с одной замечательной девушкой из православного прихода Молдовы. В этот период обычно вопросов хватает и она мне помогала в них разбираться, попутно рассказывая о себе. В частности, мне запомнился рассказ моей знакомой о ее сотрудничестве в приходской газете. Идея и сама газета были очень хороши, но редколлегии приходилось работать в состоянии хронического катаклизма. Причина тому — одна из сотрудниц, которая приступив к делу, проявила необоснованную энергию.

Эта энергия происходила от категорической уверенности, что только она знает, как сделать газету наилучшим образом и только ей ведомо, что в приходском издании должно быть. То, что эта уверенность и «знаемость» порождали только постоянные конфликты, женщину ничуть не смущало. И попытки вразумления как со стороны единоверцев, так и со стороны настоятеля — кардинального успеха не имели. Мне тогда показалось, что это случай исключительный, нехарактерный для внутрицерковного обихода.

Голая риторика

Прошли годы, я ближе познакомился с приходской и епархиальной жизнью, стал их посильным участником. И с глубоким огорчением вынужден констатировать, что описанный случай — не исключение, а реалии наших дней. Мне неоднократно приходилось быть свидетелем подобных случаев. Возникает закономерный вопрос, причем здесь настоящие и вообще мужчины? Ведь подобные ситуации характерны не только для великой Церкви, но и для малой — семьи.

Как же в подобных случаях воздействовать на женщину, если она, как и наша праматерь, настойчиво и самозабвенно ведет дело к самому очевидному и натуральному греху или в лучшем случае, к принятию неправильного решения? Конечно, очень красиво звучат слова о настоящих и ненастоящих мужиках, о том, что, опять же во всем виноваты они. Но нужно понимать, что это голая риторика, отвлеченное теоретизирование, несущее скорее вред, чем пользу.

Порхание мотылька

Ведь если во всем виноваты мужчины, то для чего тогда создана женщина? Чтобы дни в холе и неге проводить, сообразно своим причудам? А ведь именно такой взгляд активно насаждается светским обществом: женщина — эдакий мотылек-бабочка по определению, а мужчина обязан порхания этого мотылька по гробовую доску обеспечивать, терпеть все его капризы, иметь толстый бумажник и уметь сотворять все из воздуха, включая содержимое бумажника.

Стоит ли говорить, что подобная концепция глубоко антицерковна, как и вообще термин «настоящий мужчина». Наш стиль — это жены повинующиеся мужьям как Господу, а мужья их жертвенно любят как Христос свою Церковь.

«Немущинистый» мужчина

Мужчина не бывает настоящим или не совсем настоящим. Он может быть праведником, грешником или, что чаще, сочетать в себе то и другое. И женщина сотворена не надсмотрщиком, не начальником, не объектом приложения сил и времени, а помощницей. Многие ли женщины сейчас могут с чистым сердцем назвать себя таковой?

А виноваты, оказывается, мужчины из-за своей «немущинистости». Да не могут виноваты быть мужчины хотя бы потому, что они — лишь половина целого. И если одна половина неправильно функционирует, вторая ее не сможет полноценно заменить. Птица с одним крылом не летает.

Несварливая жена

Как-то в праздник Семьи , Любви и Верности мне довелось услышать выступления семей, которые вместе прожили многие годы. Так вот, один из супругов, нежно глядя на свою вторую половинку, назвал рецепт семейного счастья: кроткая, несварливая жена. Многие ли женщины сейчас подходят под этот критерий?

Ведь основной воспитатель детей был и остается женщина. И многие проблемы современного человека — это проблемы воспитания, в том числе воспитания девочек. Если сейчас девочке стремятся дать образование, показать мир, привить массу навыков, основная часть которых ей в дальнейшем не понадобится, то раньше девочку воспитывали в одном ключе, в ключе будущей супруги. Сообразно сословию это воспитание заключалось в обучении необходимым навыкам и, самое главное, прививание умения взаимоотношений с будущим супругом.

Жены декабристов

А взаимоотношения были просты: вот вырастешь ты доченька, будет у тебя муж, ты же его слушайся и почитай. Именно поэтому и пошли жены декабристов за мужьями (преступниками, между прочим); иначе им просто было нельзя. Дорогие сестры, давайте положим руку на сердце и ответим, многие ли из вас так поступают и воспитывают дочерей? А виноваты, оказывается мужчины.

Кто-то, прочитав эту скромную статью, может обвинить меня в женоненавистничестве. Нет, хотя, признаюсь, крамольные мысли по поводу сотворения женщин меня, как и многих мужчин, иногда посещают. Просто все дело в том, что у жизни свои законы. И хотим мы того или нет, признаем их или отвергаем, их действие не прекращается. Нельзя обвинять во всех грехах, во всех проблемах нашего общества только мужчин, как и нельзя обвинять в них же исключительно женщин.

Заниматься соринками

Жизнь создана строго определенным образом и проблема начинается там, где имеет место отклонение от этого образа. А оно в свою очередь случается со всеми, независимо от пола — и в такой ситуации вторая половинка, вторая частичка далеко не всегда способна восполнить деформацию первой. Ведь то органичное единство, которое образуют мужчина и женщина, оно характерно вообще для общества, а не только для семьи. Поэтому давайте искать виноватых прежде всего в себе. При должном внимании и трезвомыслии эти поиски как у мужчины, так и у женщины неизбежно увенчаются успехом.

Главное, чтобы за этим успехом последовал еще один успех, в изменении, преобразовании себя к лучшему. Как показывает опыт, собственным преуспеванием можно изменить не только себя, но и окружающих. Ведь и воспитание и вразумление в подавляющем большинстве случаев осуществляются личным примером . Именно этого, личного примера, личного подвига духовного преуспевания нам сейчас в отличии от разборок «кто виноват» катастрофически не хватает. Поэтому и нужно заниматься собственными соринками, а не чужими бревнами.

Умелый лазутчик

Если же иметь ввиду феминизацию церковного общества, то ее обвинениями во всех тяжких мужчин точно не победить. Ведь от чего она вдруг оказалась в Церкви? От того, что феминизацию, как умелого лазутчика, впустили, не подозревая о последствиях. Дело не в том, что мужчин меньшинство среди мирян.

Такое положение только подвигает, разумно полагая, к тому, чтобы мужчин ценить, ценить только потому, что они — мужчины. Ведь именно они содержат не только малую церковь, но и Вселенскую, содержат в буквальном смысле слова, а также многие социальные проекты. И в случае какого-то катаклизма, общественного или природного, именно им придется принимать на себя его удар.

Изгнать феминизм

Понимают ли это в среде мирян? К сожалению, нет. И как мне думается корень распространения феминизации в церковной среде именно в том и состоит, что не ведется целенаправленная работа по разъяснению и определению того, какое положение, какая честь, если угодно, отводится в обществе мужчине и женщине. Скоропалительные же выводы вроде «во всем виноваты мужчины» только распространяют феминизм, матриархальность, закрепляя и в общественном, и в индивидуальном сознании установку на «плохость» мужчин по определению.

Причем такая установка начинает работать уже и в сознании мужчин со всеми вытекающими последствиями. Поэтому чтобы изгнать элементы феминизма из церковного круга нужно просто перестать им помогать распространяться.

20 8
Православная социальная сеть «Елицы»