Фильм «Спасение»: поиск смысла, коммуникаций, Бога

09.10.2015

Фильм "Спасение": поиск смысла, коммуникаций, Бога

Евгения НОВОСЕЛЬЦЕВА

Бывали ли у вас в жизни такое: вы верите в Бога, принимаете умом факт Его существования, живете, не сильно задавая себе философских вопросов, но вдруг случается что-то, и вы понимаете: Он действительно существует?! Это похоже на уверение апостола Фомы: «пока не увижу, не поверю». Не поверю по-настоящему, всей душой, не смогу довериться тому, кого еще не знаю.

Наверное, именно об этом – недавно вышедший на экраны фильм Ивана Вырыпаева «Спасение». В центре картины – путешествие польской католической монахини сестры Анны. По делам своей церкви она вынуждена в одиночку отправиться в Тибет. Но в дороге она встречает непредвиденные обстоятельства, и сразу на место назначения ей добраться не удается. У нее выдаются свободные дни, в течение которых она знакомится с иной культурой, общается с людьми, познает себя. В фильме мало слов, много движения, сюжет представляет собой сплошное путешествие молодой монахини: то она едет, то идет куда-то.

Кино так построено, что зритель с головой увлекается передвижениями сестры Анны. Она одна в этих странствиях (может, и дорога здесь символична – как образ духовного пути), и поневоле через образы, звуки и мимику героини понимаешь ее мысли, чувства. В начале приезда она была постоянно напряжена, в конце она уже покупает веселую желтую шапку, модные ботинки и доверяет Богу настолько, что ночует на горе. На вершине ее ждет еще одна загадочная встреча, но это вы увидите сами…

Наверное, неслучайно, что часто для молитвы сестра Анна поднималась в горы. Гора в библейской традиции считается местом встречи с Богом (достаточно вспомнить хотя бы Авраама, Моисея, затем гору Фавор и, конечно, Голгофу). В песнопениях, посвященных некоторым святым, есть слова «на гору высокую добродетелей сошедшия». Как и лестница (лествица), гора в христианстве также символически обозначает восхождение, духовный путь.

Сестре Анне всего 25 лет. Она непосредственна, открыта миру и людям, которые встречаются ей на пути. В кино изображено всего пара диалогов, но как они содержательны по сути, хотя и на первый взгляд они могут показаться странными и смешными (например, рассуждения о том, что человек – это не пылесос, не машина, которая механически всасывает грязь).

Порой сестра Анна не понимает своего собеседника, потому что сама живет в другом мире. Но все же в общении монахиня цельна и естественна. Она принимает людей такими, какие они есть и не осуждает за их недостатки. Сестра Анна лишена страха перед людьми, несмотря на то, что эти встречи для нее непросты и являются испытанием. Полина Гришина, сыгравшая роль монахини, получила приз за главную женскую роль на «Кинотавре». Интересно, что при этом она не профессиональная актриса, ее основной род деятельности – театральный художник-постановщик.

Любопытно, что, по мнению режиссера, «Спасение» – кино не столько о поиске Бога, сколько об отсутствии диалога: «Для меня это фильм о моей стране. Образ моей страны я представил в виде главной героини. Я попытался показать, как выглядит наша главная российская проблема – коммуникация с другим миром. И как важно наладить эту коммуникацию, но не потерять себя».

Фильм будет интересен любителям неспешного, созерцательно-рефлективного кино и тем, кому интересен поиск смысла.

4 1
Православная социальная сеть «Елицы»