Христоцентризм Гора Чахала против эгоцентризма в искусстве

19.06.2015

Гор Чахал на своей выставке "Христоцентризм" в Киеве

священник Святослав ШЕВЧЕНКО

Когда я из СМИ узнал о выставке современного искусства художника из России, проходящую в Киеве, то первая мысль была: «Это же целый подвиг!» Пресса окрестила это мероприятие как — День России в столице Украины. И думаю, это было, действительно, так.

Речь об известном российском художнике Горе Чахале, который приехал в Киев со своей выставкой-миссией «Христоцентризм». Именно с миссией. Человек, работы которого представлены в Третьяковской галерее, по всей России и по всему миру — уже десятилетие как пытается примирить православное христианство и современное искусство.

Гор Чахал, «Архитектоника Благодати» (фрагмент проекта).

Гор Чахал, «Архитектоника Благодати» (фрагмент проекта).

Неспроста он привез на Украину выставку, намеренно поставив Христа в центр своего творчества, потому что только Он, по мнению автора, имеет объединительное начало. Выставка проводится в рамках международного проекта в честь 1000-летия преставления крестителя Руси — святого равноапостольного князя Владимира.

Цифровая графика «Твердь», скульптура «Трисолнечный Свет», диптих «Архитектоника Благодати», мульмедийная «Синергия» и многое другое — магнитом притягивают взгляд. Экспозиция «Боль», представленная в виде кровоточащих и мироточащих икон — это проект,  посвященный Украине. О выставке, вере, творчестве, дружбе, недопонимании и многом другом я решил поговорить с художником Гором Чахалом.

Гор Чахал, одна из фоторабот проекта: «Хлеб и Вино и Сущий Господь»

Гор Чахал, одна из фоторабот проекта: «Хлеб и Вино и Сущий Господь»

— Скажите, вам не было боязно проводить эту выставку в Киеве на фоне происходящих событий? Ведь ее назвали Днем России в Киеве…

— Да, выставка открылась в Киеве 10 июня и будет проходить до 30 июля. Вокруг этой выставки как центра будут проходить различные мероприятия, лекции, концерты, презентации книг, поэтические чтения… Программа обширная. Поскольку тысячелетие памяти святого князя Владимира — масштабное событие.

Было очень боязно, честно говоря. Я никогда не был в Киеве. Ну, и атмосфера нагнеталась сами знаете какая (улыбается). Все, с кем я советовался по этому поводу, категорически не рекомендовали соглашаться на предложение. Вообще, это не я придумал. Мне написала в Фейсбук Ольга Скальчук, куратор Российского Центра Науки и Культуры в Киеве, и предложила сделать у них выставку к тысячелетнему юбилею памяти святого князя Владимира. Так вот, все знакомые сказали, что я сумасшедший (смеется).

Гор Чахал, медиапроекция «Имя Бога»

Гор Чахал, медиапроекция «Имя Бога»

— Но это было — доброе сумасшествие! Думаю, именно такими шагами мы сможем вернуть доверие между народами… А самое главное — Христос в центре, а не политическая фигура или полюс. Что вы хотели озвучить этой выставкой?

— Вы правы, именно так я и думал, что таким путём можно вернуть доверие между народами. Мы же христиане. Ну или хотя бы попытаться. Очень хотелось сделать какой-то действенный шаг по умиротворению ситуации, а не просто болтать в Фейсбуке. Ну и вообще, Киев — мать городов русских, святой князь Владимир… Показалось, лучшего повода заявить Христоцентризм, как направление современного искусства, не представится.

Гор Чахал, «Работа над ошибками Русского Авангарда»

Гор Чахал, «Работа над ошибками Русского Авангарда»

Тогда я пошёл к духовнику — отцу Владимиру Антонову, настоятелю домового храма Александра Невского при бывшем Комиссаровском училище, и он, выслушав, сказал: «делай выставку, даже не думай». Ну, я и согласился.

Но в процессе подготовки перемирие стало нарушаться и возникла угроза продолжения боевых действий. Я не взял с собой жену и полетел в Киев один, думая, если что, пусть уж один пострадаю, не молод уже, пожил (смеется).

Гор Чахал, видеопроекция «Моя земля»

Гор Чахал, видеопроекция «Моя земля»

— И потом, вы удивляете — запустив противовес: свое концептуальное искусство тому провокационному мейнстриму… Я сейчас про выставки Марата Гельмана и Ко. Хотя все смешалось в доме Облонских. Простите — я вам слова не даю сказать…

— Дело в том, что я развиваю диалог Церкви и современного искусства уже больше 10 лет. Процесс идёт очень тяжело и медленно. Но идёт потихоньку. В авторском тексте выставки я подробно говорю об этом. Почитайте. Там поэтапно описываю все шаги в этом направлении. Сейчас этот текст опубликован в буклете выставки. Как итог десятилетней деятельности.

— То есть насколько я понял: первый шаг — это выставка «Двоесловие/Диалог» в нартексе храма мученицы Татианы при МГУ, второй шаг — это выставка «Искусство и религия в пространстве современной культуры» Российской академии художеств, третий — выставка «Дары» в Государственном музее архитектуры. Получается, что «Христоцентричность» — это уже четвертый шаг?

— Да. Это выставка — четвёртый шаг. Заявка на название направления в искусстве. Итог долгой полемики по поводу названия.

Гор Чахал, работы из проекта «Неодолимая Благодать»

Гор Чахал, работы из проекта «Неодолимая Благодать»

— А как возникал в современном искусстве термин «Христоцентризм»?

— Вообще, тема религиозности искусства последнее время стала звучать у светских искусствоведов всё заметнее. Очевидно, сказывается кризис секулярного мировосприятия. Спектр различных интерпретаций этой «новой» религиозности очень широк. В связи с чем, стоит напомнить о замечании протопресвитера Александра Шмемана, что нет ничего проще, чем играть на абстрактной «религиозности».

Но неочищенная, непросветлённая религиозность и есть средоточие демонического в мире. Именно поэтому объединяющим центром сакрально-художественного пространства, интересующего нас, должен быть Христос – Спаситель Мира, задающий направление вектора развития творческой личности, дороги к себе.

Гор Чахал, проект «Боль», посвященный Украине

Гор Чахал, проект «Боль», посвященный Украине

Ещё, знаете, очень важно. У этого центра на выставку был очень небольшой бюджет и я стал искать спонсоров здесь, но все либеральные друзья мне отказали. Никто не захотел связываться. Тогда я обратился к Андрею Яхнину, может быть вы слышали, он написал книгу «Антиискусство» о сатанинской природе всего современного искусства, начиная с Авангарда. Известный человек, сам в прошлом актуальный художник. Так вот. Он мне помог. Нашёл необходимые деньги. Удивительно. То есть, такое искусство принимают даже противники современного искусства. Значит дело не в форме. В общем, диалог очевидно развивается.

— Интересный факт…

— Хотя, надо признать, либеральная среда как раз всё холоднее относится к такой перспективе. Проблемы я теперь вижу не со стороны консервативной публики. С ними я научился общаться. Просто надо подробнее объяснять свои действия. Разумные люди понимают. А вот мои либеральные друзья, похоже, не очень заинтересованы в диалоге с Церковью. И что с этим делать, пока не знаю.

Гор Чахал, интерактивный проект «Синергия»

Гор Чахал, интерактивный проект «Синергия»

— Здесь остается только молиться… А как местные культурные деятели восприняли вашу выставку? Как встретили?

— В Киеве зрители очень тепло приняли выставку, хотя вряд ли раньше встречались с таким. Организация выставки была великолепной. Потом для меня устроили плотную культурную программу с экскурсиями в Чернигов, в Киево-Печерскую лавру, по храмам, достопримечательностям. В общем, всё замечательно.

Подружился с местной творческой интеллигенцией (русской или про-русской, разумеется). Ни один из старых друзей, украинских художников на выставку не пришёл, к сожалению. Хотя и здесь я потерял почти всех старых друзей в связи с событиями в Украине. Ну, вот новые друзья появляются (улыбается). Будем жить. Ну, и вообще, поездка вопреки опасениям получилась прекрасной.

Гор Чахал, работа из проекта «Солнце Правды, Добра и Красоты»

Гор Чахал, работа из проекта «Солнце Правды, Добра и Красоты»

— Думаю, что художник, объявивший о Христоцентричности своего творчества — волей-неволей вступает в извечный конфликт со всеми анти… Думаю, Тот, центричность Которого вы проповедуете — вам помогал.

— Надеюсь, что Он помог. Были явно чудесные (необъяснимые) моменты. Не знаю. Может быть, лучше не говорить об этом. Но я надеюсь на Божью помощь. Вообще, знаете — удивительно, с каждым годом сопротивление моей деятельности всё увеличивается, а успех всё равно есть. И немаленький. Не просто так. Сейчас в конце июля в Херсонесе будем делать выставку с Академией художеств. Там тоже много проблем пока, но посмотрим. Может быть что-то получится.

Важно, что на уже состоявшейся выставке почти к каждой работе есть аннотации. Это ноу-хау (смеется). Неподготовленный зритель, читая объяснение, сразу обычно теряет агрессию. Там ещё иерей Виталий Беликов экскурсии водит по выставке и подробно всё рассказывает зрителям. Организация у них просто прекрасная, надо сказать. Он, кстати, и предложил им меня пригласить, как я потом узнал. Он сотрудничает с Центром, читает там лекции о богословии, искусстве и тому подобное. Очень рекомендую. Настоящий священник.

Гор Чахал, триптих «Перспективы свободы» по мотивам иконографии «Сошествие Христа во ад»

Гор Чахал, триптих «Перспективы свободы» по мотивам иконографии «Сошествие Христа во ад»

— Вас можно назвать концептуалистом? К какому направлению вы себя относите?

— Я не концептуалист, конечно. У нас всех, кто не реалист, называют теперь концептуалистами)) Христоцентричное искусство — или соращённо Х-центричное. В этом направлении я работаю. Стилистически сейчас искусство уже не делится, настолько формы смешались и истончились.

Но я совершенно искренно не вижу другого пути развития современного искусства, кроме христоцентрического. Иначе распад. И художники есть, между прочим. Институций нет. Это проблема. Изменить либеральную (в сущности, антиклерикальную) парадигму современной художественной системы нескольким художникам не под силу. Не дадут (улыбается). Надеюсь только на чудо Господне.

Гор Чахал, скульптура «Трисолнечный Свет» и инсталляция «Проблема этико-эстетического детерминизма»

Гор Чахал, скульптура «Трисолнечный Свет» и инсталляция «Проблема этико-эстетического детерминизма»

У нас, кстати, пока ни одного материала о выставке не вышло… В смысле, статей, рецензий и тп. Игнорируют.

— Странно… а пресс-релизы пробовали раскидывать? Ну, в «Россотрудничестве» есть пресс-служба?

— В Россотрудничестве есть пресс-служба и работает она хорошо. Только до открытия выставки они мне запрещали публично что-то говорить о выставке, опасаясь возможных провокаций. Вся операция была строго засекречена (улыбается).

— Может поэтому пока тишина?

— Может быть. Посмотрим. Но по-опыту, когда мне удалось преодолеть конфронтацию и выставки перестали вызывать скандалы у публики, о них резко стали меньше писать.

Посмотреть фотоальбом экспозиции «Христоцентризм» можно на странице Фейсбука автора

Фото из личного архива Гора Чахала

4 2
Православная социальная сеть «Елицы»