Инфернальное искусство: Мефистофель как «икона»

31.08.2015

Мефистофель как «икона»

священник Святослав ШЕВЧЕНКО

Сегодня активно обсуждается происшествие с исчезновением барельефа Мефистофеля с исторического доходного дома в Санкт-Петербурге. Не собираюсь давать оценку тем, кто принял решение сбить изображение дьявола. Поговорим о влиянии инфернального искусства на бытие человека.

Наверное, архитектор Лишневский, который, похоже, питал особую любовь к демонам, был вдохновлен на создание барельефа элементами готических храмов католического мира. Честно говоря, меня всегда удивляло присутствие в архитектуре католических храмов страшных изваяний. Казалось бы, церковь и адские создания — это просто оксюморон.

Адские гаргульи

Оказывается, что на готических соборах всевозможные гаргульи начали появляться с 12 века, и являлись элементом декора вплоть до 15 века. Вообще, слово «гаргулья» выродилось из старофранцузского gargouille, которое переводилось дословно, как глотка. Своим звучанием это мудреное слово будто имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. И неспроста.

Дело в том, что до появления водосточных труб эти жуткие скульптуры выполняли роль водостока. Во время дождей глотки чудовищ превращались в водостоки, направляющие дождевую воду. Позже эту функцию на себя взяли жестяные трубы, но, гаргульи остались архитектурным изыском католической готики до наших времен.

Но почему бы не сделать водосток обычным? Есть множество фантастических версий появления каменных бестий на готических соборах. Не думаю, что ими пытались отпугивать злых духов. Это смешная версия. На мой взгляд, эти страшилища выполняли у средневековых католиков ту же функцию, что и в православных храмах — икона Страшного суда. Смысл: напомнить беспечным людям, что в духовном мире существует ад, населенный злобными бесами, которые люто ненавидят нас за то, что у человека есть возможность попасть в Царство Божие.

«Икона» монстра

Но такой благой цели может послужить лишь монстр в церковном, христианском контексте. В любом другом месте изображение демона станет полноправным «хозяином» смыслов. Для того, чтобы проиллюстрировать свою мысль — расскажу несколько случаев из собственной жизни. Например, сегодня представители некоторых субкультур с удовольствием носят выше упомянутых гаргулий на своей одежде, клеят постеры в своих комнатах. Не был исключением и я, когда будучи подростком увлекался тяжелой музыкой.

Нужно отметить, что у меня в ту пору обнаружилась большая страсть — рисовать острозубых злобных персонажей. Спустя время я обнаружил жуткую особенность. После каждого нарисованного зубастого монстра мои собственные зубы начинали дико болеть. Я не обращал на это внимание, пока это не стало правилом. Таким образом, Господь  плавно подводил меня к сути инфернального искусства.

Одного такого жутика я нарисовал масляными красками на внутренней стороне двери своей комнаты. Он был объят адским пламенем, а с клыков — сочилась кровь. Мне страшно сейчас об этом говорить, но в каком-то роде — это была моя «икона». Тот период не хочется вспоминать, поскольку он связан с агрессией в моей жизни и другими пороками.

Перерождение неформала

И каково было мое удивление, когда вернувшись из армии я обнаружил на двери своей комнаты вместо злобного монстра — витраж в виде креста. Это чудо сотворил мой дядя, у которого руки, что называется — золотые. За два года армейской службы из моей комнаты исчезли куда-то и аудиокассеты со злобным рычанием психоделических метал-групп. Тогда я в этом увидел явный знак Бога в моей жизни.

Спустя год я крестился с именем Святослав, но вот мое воцерковление никак не начиналось. Сильным магнитом манила ветхозаветная жизнь. Думаю, что свою роль сыграли и те образы, что я носил на себе. У меня из прошлой жизни осталась эксклюзивная рубашка, с которой мне было очень жаль расставаться. Она была черная сверху, а снизу — поднимались оранжевые языки пламени (надо полагать — адского), среди которых виднелись силуэты инфернальных сущностей.

Мне потребовались критические замечание трех священников, чтобы я заставил себя расстаться с ней. (Один почти прикрикнул: «у тебя на рубашке бес сидит!»). Тут же возникла неотступная мысль — передарить ее кому-нибудь, но побоялся оказать «медвежью» услугу. После того, как ее скомкал и выбросил в мусорное ведро — у меня появилось мощное ощущение, что это был последний рубеж, за которым я впустил Бога в свою жизнь.

Для того, чтобы поставить жирную точку — я закрасил черной краской логотип группы «Металлика» на своей торбе (рюкзак неформала), а сверху нарисовал белыми масляными красками православный крест-голгофу, подписав снизу слова святителя Василия Великого: «Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием».

13 3
Православная социальная сеть «Елицы»