Инструкция защиты: Тактика VS Погром

26.06.2015

Тактика VS Погром

Владислав ТУРБАНОВ

В связи с последними событиями вокруг строительства московского храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Осташковском проезде, решил написать по поводу того, как стоит и как не следует вести себя во время подобных происшествий.

А перед этим, настоятельно рекомендую ознакомиться с моей статьёй по теме активистских движений. Очень многие моменты по теме общественной деятельности в ней уже описаны и здесь не хотелось бы повторяться.

Мой адрес — не дом и не улица

Как ни крути, а все возражения насчёт того, кто где живёт и с какой стати защищает строительство, покуда сам из другого района — не валидны. Все мы граждане России и вправе отстаивать возведение храмов в любом из её уголков. Это, кстати, касается и противоположной стороны. Пусть и есть организованные группы, путешествующие из района в район с саботажем строек. Это всего лишь означает, что должны быть и группы им противостоящие, но упрекать друг-друга по географическому принципу обоюдно-некорректно.

При всём при этом, конечно же, разумным было бы ставить во главу организации по защите строительства именно местных жителей хотя бы потому, что они должны лучше разбираться в особенностях своего района. Психологический фон, от уголка к уголку Москвы всё-таки разнится. Также есть и тонкости, касающиеся инфраструктуры, общественного быта. Одни и те же известные спикеры и общественные деятели надоедают быстро, а здесь есть шанс увидеть новые лица на местах.

Скандал твой — враг твой

Уши вянут от шумихи. В общественном сознании, которое бывает далеко от религиозной жизни, Церковь ни в коем случае не должна ассоциироваться со скандалами. Обычный человек, смотрящий телевизор и далёкий от разнообразных течений, со своим внутренним неустройством будет тянуться именно к тому, что спокойно и мирно. Мы ни в коем случае не должны забывать об этом!

Мудрая сила, искренняя убеждённость в правде — это то, что притягивает людей и не оставляет неприятного осадка. Неважно при этом покажут по телевизору или нет — в большинстве случаев лучше бы вовсе не показывали. Лишнего пафоса и какой-то пропаганды подливать в огонь точно не следует — если есть достойная цель, её конечно стоит отстаивать, но без стремления самовозбудиться от значимости и величия своих российско-спасительных дел. Такая риторика в обильных количествах к тому же и попросту скучна.

Царь норы

Когда образуется словесный базар, всё что можно сделать, одержав в нём победу — это стать чемпионом базара. Это звание недостойное, поэтому лучше вообще игнорировать всю эту возню как явление.

Возьмётесь ли вы вести беседу о прекрасном с лающим псом у забора? А вот представьте, что на весь свой крик и слюни ваш оппонент увидит не какие-то возражения и тезисы, а ваш спокойный и ровный взгляд. За это вам никогда не будет потом стыдно.

Лопатами по супостатам

Отдельного упоминания заслуживает эпизод, когда коллеги взялись за лопаты. Надо быть объективным — это было как раз то, что надо! С какой стороны не глянь — снаружи или изнутри, а получилось организовать созидающий процесс — стройку. Оделись в строительные жилеты и пошли землю раскидывать. Реальное дело, от которого есть зримый результат. Можно было ещё каски надеть для большей правдоподобности, ну, это ладно.

В общем, есть ведь всё-таки здравые идеи, на них и надо делать упор. Опять же, не ради камер, а просто ради конструктивного процесса, который всегда уместен и всегда оправдается.

Организация

Любыми процессами надо учиться руководить и их координировать, иначе это всё превращается в малоэффективный хаос, пусть и с благими намерениями. Надо выбирать лидеров по христианскому принципу «… кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» [толковавние]. Организаторы должны не просто раздавать указания в пренебрежительном тоне, а бегать устраивать обеды, чаи, да и просто подходить к собравшимся и спрашивать как у них дела, не требуется ли какая-то помощь.

Грамотное управление — залог повышения эффективности всей «системы». Каждый будет знать за что он отвечает, почувствует себя полезным членом чего-то большего. И не обязательно, что все согласятся быть организованными и брать на себя какое-то дело — не стоит за это укорять или косо потом смотреть. Всё-таки у людей может быть масса других, не менее важных, дел, а благая инициатива защиты строительства храма уж точно не должна быть ярмом.

Полицейских надо держать рядом, толкаться только в отместку и в случае необходимости (своих не сдавать), мордобоя решительно избегать и всё фиксировать на мобильники.

Школа документального кино

Гаджет можно положить в верхний карман рубашки с включенной камерой или диктофоном. Снимайте всё; и молча, без лишних своих реплик за кадром. Стоит запустить в противоположную сторону агентов, которые бы тихо и спокойно ходили по «лагерю» и снимали различные события, происходящие в оппозиции. Кто чем кинул, кто как ругнулся, как координирует их действия лидер, какие планы строят.

Заранее можно договориться о том, что поднятая кем-то из участников вверх рука свидетельствует о том, что ему требуется помощь оператора. Возможно рядом опасность провокации и нужно зафиксировать происходящее на плёнку, пресечь негативное действие страхом публикации материала.

Ты с какого прихода?

Руководители должны следить за тем, кто выступает на их стороне, хотя бы узнать имя человека, его мотивацию — зачем он, собственно, пришёл. Опять же, всё в вежливом тоне: подошёл, сам представился и узнал, что требуется. Возможно человек просто шёл мимо, но заинтересовался процессом. Важно его не оттолкнуть, а заинтересовать. Не надо при этом вкручивать ему в голову штопор с домашними заготовками о великом подвиге, который он пропускает.

На новичков надо иногда поглядывать, не принесли ли они с собой какую-нибудь унылую провокацию или неуместную речёвку. Тех же мобильных репортёров не мешает поспрашивать — как и что, для кого снимают. Хотя бы даже для статистики.

Спортивное метание бисера

Все мы прекрасно знаем эту заповедь: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» [толкование]. Так чем же она меньше остальных, что мы так часто о ней забываем?

Есть иллюзия, что агрессивно настроенный некто к нам прислушается и пойдёт мириться, но это всего лишь… иллюзия. С человеком имеет смысл разговаривать только лично, с глазу на глаз и при его желании. В противном случае он воспринимает тебя как бесплатное развлечение.

В гуще событий, если кто из своих ведётся на провокацию и начинает словесную перепалку — сразу успокаивать добрым словом, провожать подальше от событий. В истине надо стоять, а не истерить. Не стоит забывать и о написанном в притчах царя Соломона: «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе» [толкование].

+30 к урону

В соцсетях троллей банить сразу. Комментарии их тереть вместе с теми репликами своих, которые на эти комментарии клюнули. Уж сколько лет интернет-дискуссии как виду общения, а всё равно скачем по граблям как козлята по лужайке.

Если переписываться с кем-то, то опять же отдельно, конструктивно, с положительным настроем объяснить человеку свою позицию. Если без раздражения не получается, лучше просто молчать.

«Раны монстра зарастают с огромной скоростью, утраченные конечности заменяются за неделю, а при критических повреждениях чудовище может возродиться даже из кончика носа. Только огонь и кислота причиняют постоянное повреждение троллю» (DnD-вики о троллях).

Несколько слов о молитве

Молитва — не политический слоган и не речёвка. Лучше молиться про себя тайно, а не в объективы, пытаясь при этом перекричать противоположную сторону. Внешний вид спонтанного митинг-хора коробит.

Если сербское троеперстие смущает окружающих — лучше его вовсе не использовать. Для этого нет никакой нужды. Нету в нашей стране такой традиции, чего же удивляться, что люди этого троеперстия не узнают. У некоторых оно вообще ассоциируется с жестом из мульт-сериала «Фиксики». О своём уповании можно и лично рассказать, хотя всем же и так понятно, что собрались православные люди.

Заключение

В общем, спокойствие, только спокойствие и побольше позитива. Мы ведь храм хотим построить, а не ринг. Без каких-то намёков, закончить бы хотелось следующей цитатой святого, трезвости ради:

«Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как любовию вся терпящею, и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она не прикрывалась благовидностью». Святой праведный Иоанн Кронштадский.

8 1
Православная социальная сеть «Елицы»