Как научиться эффективно действовать?

17.06.2017

FOT-avtoservis-blog-wilgood

Елена КУЗОРО

 

Чтобы эффективно действовать на постоянной основе, надо иметь мощную внутреннюю мотивацию. Именно поэтому, в первую очередь, и нужно было определиться со своими ценностями, ролями и целями, что и мы делали, составляя свой жизненный круг. Поскольку в центре жизни православного человека должен быть Сам Господь и отношения с Ним, соответственно и жизнь должна строиться не вокруг себя любимого, личных потребностей и желаний (как во всех популярных системах по тайм-менеджменту), а так, чтобы прежде всего угождать Богу везде и во всем. А значит и свои цели мы должны определять, исходя из того, насколько они приближают нас к богоугодной жизни.

И еще один важный момент. Каждая личность уникальна, имеет какие-то свои способности и таланты от Господа, и о каждом человеке у Бога есть свой замысел или промысел. Исходя из этого, составление своего жизненного круга будет очень полезным еще и потому, что поможет прояснить свои склонности и предпочтения. Ведь мы старались вписать в свой круг то, что для нас важно, представляет для нас ценность. И когда мы соотнесем эти ценности с ролями и целями, имея ввиду прежде всего богоугождение, все лишнее, суетное, отдаляющее от Бога сразу станет очевидным, а жизненный круг наглядно продемонстрирует, в чем заключается личностное своеобразие нашей жизни.

Православное понимание эффективности

Теперь надо разобраться с самим понятием «эффективность» в его православном понимании. Что для нас будет означать действовать эффективно? Обычно под эффективностью понимают получение максимального результата при минимальных затратах (сил, времени, материальных ресурсов и т.п.). Сразу возникает вопрос: а что считать результатом? Как правило, таковым считается быстро, качественно и в срок выполненное дело, то есть характерна концентрация на самих делах. Поэтому весьма распространенной является ситуация, когда из-за чрезмерной занятости или увлеченности делами человек пытается экономить на общении с близкими или жертвует своим здоровьем. То есть фактически все свои силы концентрирует только на том, чтобы выполнить дело, а все остальное считает помехами, пытаясь как бы расчистить себе территорию для того, чтобы можно было спокойно делать. В результате возрастает недовольство окружающих, особенно членов его семьи, что чревато конфликтами, способными надолго выключить из любой деятельности.

Но если задуматься: в каком случае дело будет иметь цену перед Богом? У Феофана Затворника есть четкий ответ на этот вопрос: «Благодарение Господу, что Ему угодно было ценность дел наших определять не их широтою и великостью, а внутренним нашим расположением при делании их, окружив, между тем, нас премножеством случаев к деланию дел по воле Его, так что, если внимаем себе, можем поминутно делать дела богоугодные». То есть эффективно справляться со всеми текущими делами означает для нас, прежде всего, умение различать в каждом из них печать заповеди Божией. При таком подходе постепенно начинает проясняться, как правильно организовать и совершать всякое дело, чтобы оно действительно имело ценность в очах Божиих, а нам приносило подлинное удовлетворение, а не нервное истощение и душевный разлад.

Понятно, что сразу очень трудно все это принять как руководство к действию, настолько это не свойственно нашей поврежденной грехом природе и требует колоссальных усилий по изменению себя. Поэтому, если каждое дело вначале соотнести с нашими ценностями, ролями и целями, которые мы уже прояснили для себя, то сразу будет видно, что именно движет нами при его осуществлении и какие коррективы необходимо внести, чтобы эффективно, то есть богоугодно, его выполнить.

Структурируем дела

А теперь составим максимально полный список всех своих актуальных дел, пронумеровав каждое, то есть таких дел, о которых мы вспомним здесь и сейчас. Это не значит, что в списке должны быть только те дела, которые необходимо выполнить именно сегодня, максимум завтра, имеются ввиду все те крупные, средние или мелкие дела, которые как бы отягощают нас в настоящее время. На этом этапе важно определить для себя их общее количество, тот предел, после которого уже ничего не вспоминается. Последняя цифра и будет отображать искомое количество актуальных дел.

Как известно, мы очень хорошо помним то, что для нас важно, и склонны забывать то, что по каким-либо причинам не считаем для себя значимым. Поэтому составленный список дел будет очень показательным и наглядно отобразит, какая из сфер нашей жизни более всего нас занимает в данный момент, а о какой мы едва вспоминаем. А дальше, если соотнести каждое дело со своими ролями и целями, мы сразу увидим, какие дела на самом деле являются приоритетными, а какие только кажутся таковыми. Это первый важный момент.

Второй заключается в следующем. Практически во всех известных системах по тайм-менеджменту не рекомендуют держать перед глазами полный список своих актуальных дел, даже если в нем уже определены приоритетные дела, поскольку считается, что общее их количество способно скорее снизить мотивацию к их выполнению. Кажется, глянешь на список, и первое, что приходит в голову: «Эх, ё-мое, и как же я все это успею сделать?» Поэтому и советуют иметь под рукой специальные электронные планеры, в которых легко раскидать дела по дням, расставить приоритеты, и на экране будут высвечиваться только несколько самых-самых важных дел. На первый взгляд все логично. Но складывается ощущение, как будто количество дел изначально должно нас напугать. И потом, в нашем мире электронные устройства и без того слишком часто поглощают наше внимание. Зачем же специально приучать себя еще к одной программе, без которой якобы ну никак не обойтись ввиду ее чрезвычайной полезности. Впрочем, этот вопрос каждый решит для себя сам.

А ведь можно сразу кардинально изменить свое отношение к полному списку дел. Допустим, в моем списке тридцать дел. Это значит, что в ближайшее время у меня есть тридцать поводов поблагодарить Бога за доверие ко мне, поскольку именно я должна решить, как и когда буду справляться с этими делами; тридцать раз есть возможность выправить себя в той или иной сфере в соответствии с моими ролями и целями; и, наконец, тридцать раз я могу обратиться к Богу за помощью. И чем больше дел в моем списке, тем больше вышеуказанных возможностей я имею. Даже если какие-то дела впоследствии будут вычеркнуты ввиду их неактуальности или несоответствия моим целям, все равно они дали мне шанс потренировать себя в изменении привычного образа мыслей. Это дорогого стоит, ведь фактически указанные возможности – один из весьма действенных способов в обыденной суете приучать себя к непрестанному памятованию о Боге. И если так смотреть на свою жизнь, тогда каждое дело – это повод для радости, а не для уныния и апатии, повод для того, чтобы что-то в себе исправить, улучшить, развить, а соответственно приобрести еще и позитивный взгляд на мир.

И теперь, когда полный список дел уже не только не пугает нас, а даже наоборот вдохновляет, остается грамотно распределить свое время и силы для выполнения намеченных дел. Обычно для этого предлагают заняться планированием. В следующий раз поговорим о том, так ли уж необходимо планирование своей жизни верующему человеку и при каких условиях оно может принести вред или оказаться полезным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 0
Православная социальная сеть «Елицы»