Категория предательства: нужен ли нам берег турецкий?

12.07.2016

Категория предательства: нужен ли нам берег турецкий?

Дмитрий ФИЛИН

Не нашел возможным оставить в стороне вопрос о том – стоит ли отдыхать в Турции россиянам в наши дни или лучше бы воздержаться.

Когда я читаю публицистов, которые всех россиян, кто выехал в Турцию на отдых тут же объявляют чуть ли не предателями (ну, или, по меньшей мере, лишенными самых начатков рассудка), я не перестаю удивляться тому – как просто в их разумении делятся люди на добрых и злых. И ужасаюсь одновременно – что было бы, отдай Бог Отец весь Суд не Сыну, а людям.

Столь же дико знакомиться с авторами, вещающими о том, что главное — это исполнение своих желаний, а будь то Турция или что еще, друзья-то или недруги — не имеет значения.

Мне вопрос видится гораздо более широким. Во-первых, россияне это не безликая масса с одинаковой плотностью, цветом и консистенцией. Это люди, каждый – отдельная личность, со своей системой ценностей и своими обстоятельствами. Давайте разберем некоторые особенности…

1. Россияне-мусульмане

Для мусульманина выехать на отдых в страну, где основная религия твоя – что в том удивительного? И какое предательство совершится, коли он отправится на турецкий курорт? Никакого. Это совершенно естественно и ожидаемо.

Да, найдутся среди исповедующих ислам несколько человек тех, кто посчитает, что раз государство не самое надежное даже как партнер (не говоря уж и чем-то более возвышенном) для его Родины, то и не заслуживает оно его собственных денег, хотя бы и вера была одна. Но таких, полагаю, можно счесть по пальцам одной руки и требовать такой высоты рассуждения от всех, по меньшей мере наивно.

Я говорил об исповедующих ислам, но в равной степени это можно отнести и к представителям других религий (исключая христиан) и к атеистам. Хотя в отношении последних уверен, что патриотически-настроенных больше.

2. Россияне-историки

Можно быть в каких угодно отношениях хоть с Турцией, хоть с папой Римским, то если ты профессионально занимаешься историей (или даже просто увлекаешься), то никто не вправе обвинить тебя в такой поездке. Помню, на наших занятиях по истории Церкви на богословских курсах, мы что-то разбирали про Константинополь. Я, как максималист, про себя уже подумал о том, что увы, Константинополь ныне под игом турецким, святая София осквернена и делать в настоящее время там совершенно нечего. Хорошо, что смолчал, потому как наш преподаватель (дай Бог ей здоровья – один из самых лучших преподавателей, что мне вообще встречались на сегодняшний день), вдруг сказала:

— Если у кого-то будет такая возможность поехать в Константинополь со знающим человеком, то это была бы незабываемая поездка! По этому городу даже сейчас можно бродить месяц, и каждый раз открывать для себя новые места и обнаруживать святыни Византийского периода!

А ведь я только что чуть было не ляпнул свое одиозное:

— Полагаю, что православный в Турцию не поедет, какие бы отношения у нас не были, если только, конечно, не по благословению для служения или с миссией. Сам я уже много лет назад посчитал, что есть другие страны, где сильные православные традиции и которые более подходят для того, чтобы получить от туристов, в частности меня помощь.

Так что, есть еще категория людей, для которых поездка в Турцию никак предательством или недальновидностью полагаться не может.

3. Россияне-родственники

Речь пойдет о тех наших гражданах, которые имеют в Турции родственников. Тут и вовсе не о чем говорить. Кто, скажите, оставит желания увидеть близкого человека, если даже власти стран не могут найти взаимопонимания? И даже если не только власти, но и сами люди имеют сильные разногласия и претензии? Родственные связи в этой жизни крепки и прочны. И если даже закон дозволяет на близкого не давать показаний, то разумеется, что нет аргументов и у тех, кто попытался бы таковым воспрепятствовать встречаться, пусть даже и разделенных не самой дружественной границей.

4. Россияне-православные

Это с одой стороны, самая многочисленная категория, а с другой – сильно неоднородная в своем отношении к той вере, к которой сама себя причисляет.

Если мы берем православного воцерковленного, то тут и только тут и возникает вопрос – не будет ли добрым делом воздержаться от отдыха в Турции в наши дни?

Только с такого человека можно спросить и о том, как он мыслит себя поехать в страну, где православных христиан, его братьев по вере откровенно гонят? Где закрывают и оскверняют храмы, а в святой Софии совершается немыслимое осквернение – чтение Корана…

Только с такого человека можно спросить – здорово ли ему греться на солнце и знать, что его деньги могут пойти куда угодно, только не на пользу ни ему самому, ни его близким, ни его Родине? Ведь чем богаче и независимее будет Турция с ее нынешней устремленностью, тем более будут притеснять в ней христиан — и тем меньше в ней будет храмов…

И уж тут, разумеется, если православный над подобными вопросами не задумывается, то это горе-православный, ставящий свой собственный маленький и ничтожный интерес выше всякой иной ценности.

Если это православный номинальный, из тех, кто заходит раз в год куличи освятить или крещенской воды набрать, да раз в месяц свечки поставить, то как можно его укорять за вышеперечисленное? Он не в силах осознать своей ошибки, потому как ему совершенно все равно, как живут его православные братья рядом с домом – что говорить про Турцию? Что ему до того, что осквернена святая София, когда он не бывает и в том храме, что возле его собственной квартиры?

Нет, для такого вопросы о том, добро ли отдыхать в Турции или нет пока не понятны. Для него самый важный приоритет его собственное желание по возможности за подешевле. И покуда система ценностей его не пременится хотя бы на малое изменение к верному, увещевать его все равно, как проповедовать тихим голосом в палате слепо-глухо-немых.

Можно бы напомнить о том, что держава, гражданином которой он является, в случае беды, непременно должна будет приложить большие старания для его спасения. А потому лучше бы пока повременить, и к тем, кто уже не раз показывал свою недружелюбность к твоей Родине, не ехать, чтобы страну свою не обременять лишними хлопотами… но и тут маловероятно, что подобное сможет быть услышано – все по той же причине – искаженной системе ценностей, где все должны мне, а я сам никому.

И рассуждения сегодняшние привели меня к тому, что только одну – немногочисленную категорию граждан России можно было бы с основанием обвинить в предательстве и страны и своей веры, если они собрались на берег турецкий – тех, кто старается быть верным чадом Церкви Христовой.

Но, положа руку на сердце – много ли таких собирается отправиться в Турцию? Что касаемо меня, то я с такими не знаком…

21 3
Православная социальная сеть «Елицы»