Легкий способ бросить Церковь

06.11.2014

Андрей ЗайцевАндрей ЗАЙЦЕВ:

«Во Христе нет ни эллина, ни иудея…», — написал почти две тысячи лет назад апостол Павел, и с тех пор постоянно появляются люди, которые хотят с ним поспорить.

Они связывают чистоту веры и человеческое спасение с политическими убеждениями и с легкостью «отлучают» от Церкви своих единоверцев, но на практике чаще сами заявляют о выходе из нее.

Мирянам сделать это просто – написал в социальной сети пост: «Не хочу иметь ничего общего с этой РПЦ МП», и можешь собирать лайки, восторженные комментарии и похвалы своей принципиальной позиции. Некоторые критики церковной иерархии по политическим мотивам не решаются громко хлопнуть дверью и говорят, что в целом в Московском патриархате «все плохо», но вот лично он или она знает пару достойных священников, к которым они и ходят, или говорят, что ходят – это уже не так важно.

Священнику выйти из Церкви несколько сложнее. Не все пользователи социальных сетей могут оценить фразу «работал в Русской Православной Церкви», и приходится переходить к решительным действиям – устраивать конфликт с епископатом, манкировать своими обязанностями, выступать с эпатажными заявлениями или просить политическое убежище в другой стране.

Еще сложнее епископу. Социальные сети тут не помогут. Нужно создать свой синод, придумать хороший исторический повод (Например, иерархи РПЦ МП нарушили клятву Земского собора 1612 года или пошли на недопустимое сотрудничество с советской властью в 1927 году, или всю тысячелетнюю историю угнетали другой народ, а потому нам нужна автокефальная Церковь), документы хорошо бы выпускать с ятями, распространять их полуподпольно, или, напротив чрезвычайно шумно, и можно быть уверенным. Рано или поздно Церковь тебя заметит и примет меры.

За долгую историю Церкви было немало случаев, когда священник или епископ уводил свою паству в раскол или сам уходил из нее по политическим мотивам, чтобы не утомлять читателя множеством примеров, ограничусь только ХХ веком.

Для начала напомню о священнике Георгии Гапоне. Этот человек известен по событиям «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года, когда рабочие с женами и детьми хотели передать написанную Гапоном петицию с требованиями к Николаю II в Зимний дворец, . Шествие окончилось трагедией, священник бежал за границу, но перед этим еще несколько раз призывал рабочих бороться с самодержавием:

«Зверь-царь, его чиновники-казнокрады и грабители русского народа сознательно хотели быть и сделались убийцами безоружных наших братьев, жён и детей. Пули царских солдат, убивших за Нарвской заставой рабочих, нёсших царские портреты, простреливали эти портреты и убили нашу веру в царя. Так отомстим же, братья, проклятому народом царю, всему его змеиному царскому отродью, его министрам и всем грабителям несчастной русской земли! Смерть им всем!» (Г. А. Гапон. Третье послание к рабочим).
Священник, ушедший в радикальную политику, сперва вступил в партию эсеров, затем вернулся в Россию, снова уехал заграницу, вернулся обратно, и, наконец, был убит в апреле 1906 года.

После революций февраля и октября 1917 года многие священники и некоторые активно занялись политикой.
На Украине священник Василий Липковский в 1921 году основывает свою «церковь» (Украинскую автокефальную православную церковь) и становится «митрополитом Киевским и всея Руси».

23 октября 1921 года священники и миряне совершили «хиротонию» своего «патриарха». Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков):

«Члены «рады» (группы сторонников Липковского — А.З.) обратились к одному-другому из православных архиереев с подобной целью – возглавить «незалежну» украинскую Церковь. Были архиереи, украинцы родом: Димитрий Уманский, Парфений Тульский, Агапит Екатеринославский. Но они не согласились ни сами стать, ни другого поставить им в архиереи. Что же тогда делают эти отчаянные головорезы, у которых нет ни страха Божия, ни стыда перед людьми? Они собирают своих священников в Софийском соборе, делают из них живую цепь. Около престола ставят на колени … Василя Липкивьско-го,…. Последний из длинной цепи дерзко берет за руку святого митрополита Макария, мощи которого лежали в правом приделе собора с XV века, а священник, рядом стоявший с Василем, возлагает на него свою руку, как это делают архиереи при рукоположении нового епископа. И провозгласили: «Аксиос» («достоин»)».

Так мертвый рукоположил живого. Подобного кощунства еще не знала церковная история, чтобы попы произвели архиерея, да еще использовав беззащитное тело мертвого. Потому их и прозвали «самосвяты», то есть сами себя посвятившие в архиереи».

Через 70 лет на Украине уже канонический епископ – митрополит Филарет (Денисенко), который в 1990 году не смог стать патриархом, ушел в раскол, основав «Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата». После неоднократных предупреждений, Русская Православная Церковь сперва запретила его, а затем лишила епископства и отлучила от Церкви. С тех пор Михаил Денисенко постоянно делает политические заявления. Недавно он призвал власти Украины «закрыть границы и ликвидировать террористов». «Патриарх Киевский и всея Украины» понимает под террористами часть украинцев, которые не поддерживают действия постмайданных властей.

Теперь в этот ряд политиков почти встал протоиерей Георгий Коваленко, заявивший, что «с пониманием мы относились ко всем церквам киевской традиции. Даже были готовы причислять к ним Русскую Православную Церковь в целом, потому что Патриарх Московский является преемником Киевского Митрополита, переехавшего на Восток, так же как Верховный архиепископ Греко-Католической Церкви является преемником Киевского Митрополита, принявшего унию с Римом и переехавшего на Запад. Мы лишь хотели, чтобы наши западные и, особенно, восточные братья не забывали, что в Киеве есть свой Православный Митрополит, вокруг которого должны объединяться православные Украины.

Но вместо этого мы получили заигрывания с «политическим православием», несмотря на то, что оно было осуждено Собором епископов УПЦ 2007 года. Как результат, «политическое православие» превратилось в «русскую православную армию», которая убивает и калечит людей на Востоке. Но, к сожалению, мы не услышали ни одного слова осуждения этого явления из уст руководства Русской Православной Церкви. Напротив, видим попытки подлить масло в огонь и без того непростых межконфессиональных отношений. Почему? Может, потому что в Московской Патриархии и в Кремле распад Советского Союза считают катастрофой и трагедией?».

Здесь стоит отметить, что Поместные Православные Церкви признают лишь одну Церковь «киевской традиции» — Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, самоуправляемую часть Русской Православной Церкви. К ней принадлежит и сам отец Георгий Коваленко, который сейчас так громко говорит о Московском патриархате, как политическом и совковом православии.

Пока отец Георгий четко говорит о себе, как о клирике УПЦ МП, будем надеяться, что он не сделает следующего шага, и политика не станет для него поводом уйти из Церкви. Иначе «свет Майдана» может заслонить от священника Самого Христа.

10 1
Православная социальная сеть «Елицы»