Митрополит Феофан: православного сталинизма — не существует

16.10.2015

Митрополит Феофан на пресс-конференции в Казани

Василий СПЕРАНСКИЙ

На днях в Казани в редакции газеты «Комсомольская правда» прошла пресс-конференция митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Мероприятие, посвященное итогам первых трех месяцев пребывания владыки Феофана в новой для него должности, получилось очень живым. В ходе пресс-конференции митрополит рассказал о планах митрополии, о миссионерстве, о возрождении местных святынь и ответил на вопросы журналистов.

Задать свой вопрос владыке удалось и присутствовавшему на мероприятии корреспонденту портала «Протоинфо»: что намерена предпринять митрополия для усиления миссионерской работы среди кряшен, чтобы предотвратить наблюдавшееся в прежние годы переход представителей этого народа в ваххабизм?

— Уже присмотрел с десяток ребят-старшеклассников из кряшенского народа для семинарии, – ответил владыка.

Однако, по его мнению, в данном случае более уместно говорить не о миссионерстве, а о пастырском попечении среди православного тюркского народа. Митрополит Татарстанский и Казанский отметил, что самое главное что планируется делать в данном направлении – это подготовка кадров кряшенского духовенства. По его мнению, кряшены нуждаются в священниках, владеющих их родным языком.

— В Менделеевском районе встречался с кряшенами, – рассказал владыка. — Они говорят: «Дайте нам батюшку». А я им говорю: «Дайте мне ваших сыновей – я их выучу и пришлю вам батюшками». Ведь это не пирог: замесил тесто – в печку засунул и вытаскивай – батюшки так не получаются.

По словам митрополита Феофана, он недавно посетил в Москве Институт перевода Библии, где уже почти готов перевод Библии на татарский язык.

— Это очень важно – перевод Библии на другие языки, – считает владыка.

Один из журналистов напомнил, что при прежнем митрополите Анастасии одним из вариантов решения «кряшенской проблемы» в митрополии преподавателями семинарии предлагалось – направлять в такие приходы чувашских священников, владеющих языком кряшен.

— Не думаю, что в отношении кряшен это – выход, – ответил казанский владыка. – Что касается чувашской общины… Да у них у самих не хватает священников. Сейчас у меня есть чувашские приходы. Ищу священников, чтобы это чуваши были.

Журналист марийской интернет-газеты поделился с владыкой наболевшим, что поднятая проблема касается не только кряшен. Эта проблема и у марийцев, и у удмуртов, и у чувашей. Этим народам хотелось бы, чтобы священник на родном языке Христа проповедовал.

Митрополит Феофан дал понять, что знаком с проблемой не понаслышке, поскольку ему приходилось бывать и на марийском приходе и на удмуртском. По слова владыки, эта проблема также будет решаться, как и в случае с кряшенами — посредством пастырского попечения.

— Понятие миссионерство всегда актуально. Но сейчас надо навести порядок. Вообще, оно предполагает проповедь среди людей, которые не являются носителями Православия. Но, простите, у нас сейчас среди нашей собственной паствы миссию надо проводить! Что ж мы будем замахиваться, лезть в другой огород, учить, когда у себя внутри надо разобраться, среди своего народа, который корнями был православным. Вот поле деятельности – дай Бог справиться, – посетовал митрополит Казанский и Татарстанский.

Вместе с тем, владыка считает, что миссионерство должно быть в каждой семье, в каждом доме. Это самое главное. И это очень важно.

— Я говорю это открытым текстом: миряне не должны всё это сваливать на плечи духовенства. Мы, христиане, все призваны быть миссионерами, каждый из нас, – отметил владыка Феофан. — А то ведь у нас как получается? Пойти в храм, с двумя-тремя единомышленниками — мы объединяемся… А вне нашей среды как-то стесняемся показать наше отношение к вере. И это неправильное отношение, неправильный подход. Мы должны быть тверды.

Большую роль в деле миссионерства и пастырского попечения нерусских народов Поволжья владыка отводит воссоздаваемой Казанской духовной академии, которая существовала до революции 1917 года).

— В этом направлении мы тоже работаем, и руководство республики нам обещало помочь. Президент Татарстана Рустам Минниханов выступил с идеей создать не только Исламскую академию в Булгаре, но и возродить Казанскую духовную академию, — сказал митрополит Феофан.

Журналистка кряшенской газеты «Туганайлар» спросила архиерея — планирует ли он попробовать провести у них на приходе службу на церковно-кряшенском, как делал его предшественник.

— Он 25 лет здесь прожил, поэтому мог проводить на кряшенском. Подождите. Я проводить службы в кряшенском приходе собираюсь, но на кряшенском языке сомневаюсь, что смогу. В крайнем случае, если не запомню, так напишу и несколько возгласов произнесу», – ответил митрополит Феофан.

Журналисты напомнили о том, что в начале года патриарх Кирилл возмущался отсутствием преподавания в Татарии курса «Основы основы православной культуры». В республике школьники изучают предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» только по двум модулям — светская этика и основы мировых религиозных культур. Казанских журналистов интересовало, удалось ли договориться с татарстанскими властями о том, чтобы в школах преподавали ОПК.

— Вопрос непростой. В этом направлении я работаю. Но главная задача: надо идти через диалог. Что я и буду делать – стараться убедить. Но ровно и спокойно. Потому что конфронтация ни к чему хорошему никогда не приводила. Через диалог многое можно сделать, – ответил митрополит.

В свою очередь, представитель электронного бизнес-клуба «Бизнес-онлайн» задал вопрос об отношении владыки к «православному сталинизму». Отвечая на вопрос, митрополит Феофан весьма удивил присутствующих словами о том, что «не существует никакого православного сталинизма».

— Эту терминологию создали журналисты, — считает архипастырь. — Если кто-то из верующих начинает воспевать Сталина, он не может выражать мнения всего православного сообщества.

Почти полтора часа длился оживленный диалог митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с журналистами. В заключение встречи владыка выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество со СМИ региона.

1 0
Православная социальная сеть «Елицы»