Можно ли православным драться?

14.10.2014

Максим ЛавровМаксим ЛАВРОВ:

В  рамках празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле прошел ежегодный культурно-спортивный праздник «Православие и спорт», на котором выступили сильнейшие атлеты и многократные чемпионы России, Европы и мира по силовым видам спорта и различным видам единоборств. Главная цель праздника: показать обществу, что Православие — это религия сильных и добрых людей.

осквичи и гости столицы не только увидели показательные выступления и мастер-классы от титулованных спортсменов, но и смогли лично принять участие в спортивных состязаниях и традиционных русских забавах. Например, в кулачных боях «Стенка на стенку».

В православной среде подобные инициативы зачастую вызывают недовольство и критику, понять которые довольно несложно. Все-таки тяжело себе представить преподобного Сергия Радонежского, который бы устраивал сходки с мордобоями. И вообще как-то тяжело увязывается с дракой стенка на стенку религия, провозгласившая «Подставь левую щеку, если ударят тебя по правой». Но, как говорила известная дочь крымского офицера, «поверьте, не всё так однозначно».

Проблема здесь, кажется, в том, что мы часто путаем понятия Церковь и общество. А точнее смешиваем Церковь, как метафизический идеал совместной жизни людей, и христианское общество — реально существующий и реально живущий социум.

Вообразить себе мордобой (пусть и дружеский, не в полную силу) в Церкви — это действительно что-то из области горячечного бреда. Не знаю насколько я прав с богословской точки зрения, но в этом смысле Церковь — не от мира сего. И в ней действуют не земные законы, а законы горнего мира. Законы Любви. Мордобой, хоть в шутку, хоть в серьез, в ней невозможен априори.

Совсем другое дело — христианское общество. То есть реально существующие (или точнее — существовавшие) в истории человеческие общности. В России, в Европе, в Византии. Бесспорно, для них Небесный Иерусалим — это некий идеал, цель, к которой мы стремимся. Однако, будучи идеалистами, мы, христиане, все же не становимся утопистами. И прекрасно понимаем, что здесь, на земле, достигнуть такого совершенства нам никогда не придется.

Здесь мы будем жить именно по земным законам, одним из которых является закон борьбы. Труд в поте лица своего — это тоже борьба. Покорение сердца понравившейся тебе дамы — это тоже борьба. Защитить слабого от уличных хулиганов — это тоже борьба. И здесь надо четко понимать, что христианство никогда не отказывало человеку в участии в борьбе, то есть в действии силой.

В противовес этому у нас широко распространено представление, будто христианство, напротив, есть отрицание и неприятие всякого действия силой. Конечно, оно действует любовью, а не кулаками. Бог Слова побеждает словом. Но Любовь — не бездействие, а действие. И когда родитель ремнем наказывает своего провинившегося отпрыска, он действует силой во имя любви к своему чаду. Именно любовь им движет, а не желание продемонстрировать физическое превосходство. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:25).

Христианское общество, существуя в реальном мире, не может игнорировать его законов. Иначе оно просто не выживет. Ударили тебя по правой щеке, подставь левую. Но если кто ударит мать твою или жену твою, разве должны мы, вместо того, чтобы защитить ближнего, попросить их подставить другую щеку? Никогда ничего подобного не слышал и не читал ни у одного из святых отцов. А как защитить ближнего, если ты слаб?

Христианское общество — не союз аморфных и безвольных слизняков. Вся история нашей цивилизации доказывает обратное. Пусть это звучит банально, но добро должно быть с кулаками.

А святой Сергий Радонежский, между прочим, благословляя воинство Донского на смертельную битву, помимо своего благословения, дал ему в помощь и двух монахов — Пересвета и Ослябю. Один из которых, как мы помним, и вышел на поединок с Челубеем.

1 1
Православная социальная сеть «Елицы»