Мысли вслух: размышления об ульяновских событиях

27.07.2015

ulyanovsk

священник Святослав ШЕВЧЕНКО

Многие православные пользователи соцсетей уже наслышаны о событиях, произошедших в Симбирской митрополии. Там по решению Священного Синода сменился правящий архиерей. Митрополита Анастасия перевели из Татарстана.

Известно, что он был втянут в скандал, связанный с непотребством одного из проректоров Казанской семинарии, который был выдворен с занимаемой должности. Не буду ворошить подробности прошлого. Мое слово к тем, кто знает их. Так вот, народ, воодушевляемый двумя ревностными священниками — сорвал первое богослужение нового правящего архиерея. Кричали ему: «Анаксиос!», что в переводе с греческого — «недостоин».

Священноблогерский фас

Честно признаюсь, что первые мысли, пришедшие в голову были — о смелости священнослужителей, которые не побоялись гнева священноначалия. С другой стороны, вина архипастыря никем не была официально доказана (если не считать сальные намеки одного лидера блогосферы, основанные на сплетнях и анонимках).

То есть получается, что эти батюшки с подачи заштатного богослова — создали прецедент так называемого «праздника непослушания». Стоит лишь одному священноблогеру сказать «фас!» и голословно обвинить епископа в соучастии в «голубом лобби», то можно поднять духовенство и мирян на «священную войну».

А вот здесь есть тонкая грань, перейдя которую — начинается процесс маргинализации протестующей группы. Поверьте, я знаю о чем говорю, потому что получил прививку от «церковной чумы». Дело в том, что в начале своего духовного пути я попал в узкий круг борцов с ИНН и царебожников. В Благовещенске я возглавлял комитет «За право жить без ИНН». Мы расклеивали по городу листовки, конфликтовали с духовенством и бились в апокалиптической истерике.

Прививка от церковной чумы

Знаете, кто меня спас? Да, конечно, Бог. Но через правящего архиерея, который дал мне ценный совет, заключавшийся в важном церковном тезисе «Вне Церкви нет спасения». Более того,  тогда очень чувствовал его молитвы. Но понимал, что разобраться со всем этим должен самостоятельно, чтобы получить ту самую прививку.

Вдруг я начал понимать, что вся борьба с электронными кодификаторами построена вокруг противостояния со священноначалием. Мы тогда были заняты поиском среди них врагов, масонов и так далее и тому подобное. Более того, я с Божией помощью осознал, что среди таких как мы появляется новое учение о безблагодатности духовенства, принявшего ИНН, их печальной посмертной участи.  Все это начало на меня отталкивающе действовать.

Последней точкой в деле моей «борьбы» стала поездка в 2004 году в Москву к храму Христа Спасителя, где проходил Архиерейский собор. Там я увидел подобных себе как бы со стороны. Возле главного собора страны ютилась кучка обезумевших женщин, которые закатив стеклянные глаза — читали акафисты, Псалтирь, с какой-то остервенелостью бубня священные тексты. И я понял, что нет в них Христовой любви, есть только животный страх перед грядущим антихристом. Они были похожи на религиозных фанатиков, сектантов, раскольников…

Путь в никуда

Самое печальное, что я услышал те же самые нотки в заявлениях (не сомневаюсь, что достойных) ульяновских пастырей, которые они сделали на последующем Крестном ходе, где было устроено некое подобие митинга. Они от лица протестующих изложили причину своих негативных настроений. Вот тогда я четко понял, что путь, избранный ими — путь в никуда. Сейчас объясню о чем толкую.

Среди прочего на 7 минуте из уст этих священнослужителей услышал (до боли знакомое) новое учение. Во-первых, сначала один батюшка объявил, что, если нового правящего архиерея народ допустит до управления, то Симбирскую землю ожидает очистительная кара от Бога. Это означает, что священнослужитель самозванно примерил на себя мантию пророка.

Все мы знаем из Священных Писания и Предания, что Господь долготерпелив и многомилостив, и только Он решает, когда излить на народ чашу гнева. Да, в библейской истории Бог сообщал пророкам о подобных событиях. Но мы также прекрасно знаем, что получалось, когда человек пытался выдать свою волю за волю Божию.

По гнилым проводам

Во-вторых, другой батюшка не менее громогласно заявил, что таинства, совершенные священниками и епископами, которые нарушили каноны — недействительны. Слышите? Почти тоже самое я слышал в среде борцов со священноначалием. Печальным итогом их борьбы стало — извержение из сана лидера церковной оппозиции епископа Диомида, который объявил многие кафедры Русской Церкви — вдовствующими. Помните?

Каноны — это по своей сути правила и нормы церковной жизни и дисциплины. И они очень разные. Но вот священник считает, что духовенство, нарушевшее древние каноны — безблагодатно в совершении таинств. Уверен, что можно найти канон, под который подпадет сам заявитель. А не женился ли батюшка на недевственнице? А не имел ли до хиротонии повторный брак? А не рукоположен ли по возрасту раньше установленной нормы? А не был ли до принятия сана в сектантских организациях?

Ну, возьмем конкретный случай. Например,  батюшка благословил воскресной школе поставить к Рождеству или к Пасхе праздничный спектакль, чем нарушил канон о запрете лицедейства. Получается, что теперь все таинства этого священника недействительны?

Гей-радары

Только не нужно меня выставлять адвокатом содомитов. Скажу даже более, что рассуждал на тему: как бы я себя повел, если бы знал о тяжелом грехе своего правящего архиерея? Мог бы я брать у него благословение и целовать его руку? Мог бы сослуживать ему за Божественной литургией? Также могут рассуждать и миряне. Могут ли они причащаться у пьющего батюшки, или креститься у блудного гуляки, или собороваться у сребролюбца, или исповедоваться у гневливого, что руку на свою жену поднимает?

И знаете, что я понял? Я не хочу знать грехи своего архипастыря, потому что у меня своих хватает. Уверен, что точно также рассуждают и миряне, потому что они идут в храмы ко Христу, а не к грешным пастырям. Более того, даже если какой-то топовый блогер вещает мне о том, что мой начальник грешен — я не должен верить ему на слово, пока сам не буду убежден в этом на фактах.

Иначе мы так развалим Церковь — в поисках масонов, содомитов, блудников, пьяниц и т.д. и т.п. Именно поэтому не нужно бездумно доверять тем, кто хвастается наличием развитых способностей, которые они называют «гей-радарами». Потому что, как говорили святые отцы, человеку, который пристально следит за чужими согрешениями, некогда замечать свои собственные.

Что тогда делать? Собирать доказательства и обращаться в Церковный суд. Все остальное — анархия и путь в никуда, за которыми маячат запреты, лишения санов и раскол.

 

 

 

 

 

 

36 8
Православная социальная сеть «Елицы»