Надежда и арфа: музыка, приближающая к Богу

22.09.2015

Надежда и арфа: музыка, приближающая к Богу

беседовала Любовь ГАБЕЕВА

На прошлой  неделе корреспонденту «Протоинфо» посчастливилось посетить сентябрьский музыкальный фестиваль, посвященный 150-летию Московской консерватории. Концерт проходил в Малом зале консерватории, в котором принимала участие известная арфистка России Надежда Сергеева. Она рассказал порталу о своей вере, совместных мероприятиях с Русской Православной Церковью и почему выбрала арфу.

Это непревзойденная звезда арфового искусства, которая удостаивалась высоких наград и в России, и за рубежом. В этом году Надежда Сергеева завоевала золотую медаль и статус «самая артистичная исполнительница» в номинации «соло-арфа» международного конкурса «Forte international music competition» в Нью-Йорке. В прошлом году она взяла первую премию на международном музыкальном конкурсе в Тревизо (Италия). Российская арфистка получала и гран-при на международном конкурсе «Музыка Европы» в Филадельфии (Италия).

— Надежда, здравствуйте! Почему именно арфа?

— Здравствуйте! Мне часто задают этот вопрос. Арфа часто упоминалась в Библии. Согласно библейским словарям, этот струнный музыкальный инструмент в Священногм Писанияи обозначается словами «гусли», «цитра» или «псалтирь». Но выбрала я этот инструмент случайно. Я пришла записываться в музыкальную школу. Мне хотелось научиться игре на гитаре. У меня спрашивают: «Почему именно гитара?». Я ответила: «Потому что там есть струны». Тогда мне показали картинку. На ней была изображена прекрасная принцесса в белом одеянии с диадемой — в руках у нее была арфа. Меня так поразила эта картинка, что я безумно захотела научиться играть на арфе. Сейчас шедевры произведений русских и зарубежных классиков составляют основную часть моего творческого портфолио. Однако с не меньшим энтузиазмом я играю арфовые сольные и камерные композиции малоизвестных мастеров. Иногда, путешествуя по миру, я случайно нахожу их, изучая иностранные библиотеки и архивы.

— Что вы чувствуете на сцене во время выступлений?

— Во время выступления мы как будто находимся в каком – то другом измерении. Происходит что-то невероятное. Возникает бессловесный диалог между тобой и публикой. Посредником является инструмент. В моем случае это арфа. Это сложно описать словами. Сила искусства, так же как и сила молитвы одухотворяет. Она очищает человека, делает его лучше.

— Какие выступления вам особенно запомнились?

— Из самых ярких и значимых выступлений в России стоит отметить сольные выступления в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, концерты на площадках Московской филармонии и Московского международного дома музыки, а также музыкальные вечера в Домах-музеях им. Ф. И. Шаляпина и С. С. Прокофьева. Безусловно, я получаю колоссальный опыт во время гастролей по таким известным своим творческим духом городам как, например, Рим, Турин, Милан, Латина, Венеция, Мессина, Мадрид, Толедо, Париж, Монтевидео и Нью-Йорк.

— А еще вы единственная российская исполнительница, кому выпала честь записать диск в студии «Радио Ватикана»?

— В Италии я давала концерты в Риме, Мессине, Гроттаферрате , и Латине, играла вместе с выдающимся флейтистом Маурицио Биньорделли, а также исполняла свои сольные произведения. Апогеем этих итальянских гастролей стала запись в моем исполнении произведений на «Радио Ватикана». Я играла как соло, так и дуэты с Маурицио Биньорделли. Мы записали М. Глинку, Г. Коннессона, Г. Форе, Ф. Допплер-А. Замару, Ж.-М. Дамаза и других композиторов. Теперь эту музыку транслируют на весь католический мир.

— Но известно, что вы православная христианка, осознанно принявшая веру.

— Совершенно верно. Хотя мои родители не были крещёными. Когда мне исполнилось 12 лет, у моих будущих крестных родился ребенок и они приняли решение крестить малыша. Когда я услышала эти разговоры, то подумала, что это какой-то Божий знак. «Почему я до сих пор некрещеная? Надо мне покреститься!» — такие возникли у меня мысли. И попросила тоже меня покрестить. Так в один день я и этот ребенок пришли к Богу. Скажу, что это было осознанное решение 12–летнего ребенка, какой-то своеобразный внутренний зов. Это было в Москве, в храме Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево. Известен он тем, что 9 июля 1822, в церкви состоялось венчание Марии Николаевны Волконской и подполковника Николая Ильича Толстого — родителей писателя Льва Толстого.

— Как часто удается вам с вашим насыщенным гастрольным графиком посещать церковь?

— Да, стараюсь регулярно ходить в церковь. Нередко принимаю участие и в церковных православных мероприятиях. Не отказывалась выступать и в католических храмах. И вы знаете, во время таких выступлений меня охватывает ощущение какого-то невероятного спокойствия и умиротворения. Когда выступаешь на светских концертах, чувствуешь какую-то взбудораженность, волнение. Музыка позволяет приблизиться к Богу. Вспомним композитора Баха, через игру на органе он постиг Бога.

6 0
Православная социальная сеть «Елицы»