Непришитая душа: удастся ли ученым пересадка головы?

26.01.2016

священник Святослав ШЕВЧЕНКО

На днях в СМИ появилась новость, что в Китае ученые-нейрохирурги якобы успешно пересадили голову одной обезьяны на туловище другой. И следующим этапом будет пересадка человеческой головы. Естественно, мне сразу вспомнилась незабвенная литературная фантасмагория Беляева «Голова профессора Доуэля», и я позволил себе в Фейсбуке немного религиозного сарказма. За это меня стали подозревать в ереси.

Так вот, решил расставить точки над i. Что же я, собственно, такого сказал? А то, что даже, если такая операция чистая правда, то не факт, что подобное у ученых получится с человеком. Ибо по христианскому вероучению души животных и души людей — шибко отличаются. Из Священного Писания мы знаем, что душа всякаго животнаго в крови его (Лев. 17, 11). То есть душа животного оканчивает свое существование во время его смерти. А душа человека создана для вечности.

В общем, в этой связи я предположил, что пересаживание головы одного животного на тело другого животного — дело, в принципе, нехитрое. Здесь необходимо поддерживать жизнь тела и головы, а потом все сшить. Другое дело с человеком. Тут я не удержался, чтобы не съюморить:
«Приживется ли душа одного человека в теле другого? И чья душа останется — от того, чье тело или от того, чья голова? Предположу, что операция с человеком завершится трагично».

Конечно же, я отдаю себе отчет в том, что такое душа в православной догматике. Ее не пришить также как это сделал сказочный Питер Пен со своей своевольной тенью. Душа уникальна и принадлежит совершенно определенному конкретному человеку, как бы нас не убеждали в обратном голливудские грезы, типа, фильма «Вне себя». Не говоря уже о фантастах, которые мечтают переселить человеческую душу в виртуальную реальность во всех этих «Газонокосильщиках», «Матрицах», «13-х этажах», «Тронах», «Превосходствах» и прочих.

Даже несмотря на то, что в нашем догматическом богословии есть несколько частных мнений на механизмы происхождения каждой новой человеческой души (предсуществование, сотворение, рождение), но все святые отцы сходятся в одном — без Бога и Его энергий такие манипуляции невозможны. Наверное, именно поэтому Православная Церковь выступает против экспериментов с клонированием.

Хотя в важном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» в освещении этого вопроса сделан акцент на нравственно-этических и психологических проблемах клонов. Но меня лично всегда интересовала другая проблема клонирования в свете христианства. Если Бог не будет участвовать в делах современных франкенштейнов, то кто заполнит клонированное тело?

Зная из евангельского повествования и церковной жизни, что падшие ангелы способны подобно паразитам подсаживаться в человеческое тело, то напрашиваются жуткие гипотезы. Хотя можете списать мои мысли на передозировку научной фантастикой.

С другой стороны, если современная медицина научилась пересаживать человеку от живых или уже погибших доноров жизненно важные органы, то почему бы ученым не освоить пересадку головы? По крайней мере, у человека, тело которого отказало — появится еще один шанс принести искреннее покаяние и благодарность своему Творцу.

Правда, в голову лезут нехорошие мысли относительно возможности появления «черных» трансплантологов, которые начнут охотится за людьми со здоровыми телами. Престарелые миллионеры, думаю, многое отдали бы за физически безупречное тело… О, Небо, в в каком мире мы живем!

19 2
Православная социальная сеть «Елицы»