Непринуждённые молитвы: когда Богу виднее

13.12.2016

Непринуждённые молитвы: когда Богу виднее

беседовала Евгения КАЛАЧИХИНА,
в рамках проекта «Студия нравственной журналистики»

Существует некая точка зрения, что за молитвами, чтобы Господь их услышал и дал просимое, стоит обращаться исключительно к старцам, праведникам, людям высокой духовной жизни. В то время как обычному человеку лучше много на себя не брать. Может ли современный православный христианин, с осторожностью, но проявлять определённое дерзновение в молитве? Как правильно молиться? И как следует жить христианину, чтобы его молитва была угодна Богу? Об этом мы побеседовали с внештатным клириком Храма святителя Николая на Трёх Горах, иереем Алексеем Горячкиным.

Некоторые полагают, что хотя Бог сегодня, как и всегда, слышит наши молитвы, но зачастую не дает просимого – по различным причинам. И поэтому и не пытаются молиться о каких-то действительно важных вещах, считая себя недостойными. Имеет ли право обычный человек молиться с неким дерзновением, то есть, действительно, просить что-то у Бога?

— Бог слышит все молитвы и все просьбы, но не всё исполняет, как любящий родитель. Точно так же, как дети просят постоянно сладостей и мороженого, но родители не всегда это им дают, так как заболят животы. Но если дети будут усердствовать в своих просьбах, то родители сдаются и разрешают эти сладости. Иногда во вред. Например, может заболеть горло.

Каждый человек, независимо от своего уровня, может просить у Бога всё, что угодно. Ведь Господь Сам сказал: «Просите, и дано будет вам», — не уточнил, кто именно должен просить. Он обращался ко всем. Но нужно помнить, что не всё может быть полезно. И потому любую просьбу лучше ограничить словами «Господи, Тебе виднее, исполни так, как Ты считаешь нужным».

Правда, святой праведный Иоанн Кронштадтский так не делал. Он твёрдо и уверенно просил у Бога исцеления кого-то или о других вещах. И сразу получал просимое. Но чтобы так молиться, надо быть Иоанном Кронштадтским. Надо разбираться в том, что тебе полезно – а это уже духовный опыт. А то можно такого себе напросить, что потом рад не будешь. Поэтому мы молимся осторожно. А бывает, человек сам не готов принять то, чего он просит.

— Батюшка, наверняка вы как священник знаете о случаях, когда обычные люди, православные христиане, по молитве с верой получали просимое, будь то какие-то духовные вещи, материальные, или даже исцеления. Расскажите, пожалуйста, о таких самых запомнившихся Вам случаях.

— Таких случаев очень много, они происходят буквально каждый день. Большинство из них скептику покажутся обыденными вещами. Но для этого конкретного человека такое событие или стечение обстоятельств является настоящим чудом. Чудо – это не всегда нечто сверхъестественное. Это могут быть вполне обыденные вещи, но то, что они случились именно в это время в этом месте, – удивительно и необычно.

Бывают и явные, экстраординарные события, исцеления, против которых не поспоришь. Таких случаев, конечно, немного, но они производят сильное впечатление. Например, люди просят помолиться, — как священников, так и обычных людей, — о тяжело больных людях. И происходят чудеса исцеления. Я говорю о таких болезнях, как рак, даже с метастазами. Потом был случай, я не знаю диагноз, но человеку должны были удалять лёгкое — мы его соборовали. А когда он на следующий день пошел на операцию, сделали повторное УЗИ, и выяснилось, что он абсолютно здоров и операцию делать не надо.

Но не только в болезнях люди обращаются к Богу, но и в материальных потребностях. И мы становимся свидетелями, как очень скоро люди получают просимое. Или разрешаются различные жизненные ситуации: работа, замужество, а также примирение с давним врагом.

— А есть ли какие-то самые важные для Бога молитвы?

— Сейчас мы говорили о просительных молитвах, но также бывают молитвы благодарственные и покаянные. Причём, самой важной для Бога является именно благодарственная молитва, поскольку она добровольная. Человек не принуждён к ней. А у нас, к сожалению, часто получается так, что когда все хорошо, — нам Бог не нужен. («Зачем мне Бог, когда у меня и так все хорошо?»). А вот когда что-то случается, мы бежим искать помощи свыше.

Что касается покаянной молитвы, то, как сказано, небеса радуются «о едином грешнике кающемся». И священник чувствует эту радость, когда человек приходит на исповедь. Напрасно некоторые стесняются или боятся исповедовать тяжёлые грехи, не понимая сути. А суть в том, что ещё минуту назад человек со своими грехами следовал прямо в ад, и сейчас избавился от этого тяжёлого груза. Об этом как раз и радуются небеса. И чем тяжелее грехи, тем больше радости.

— Существует ли некая «духовная инструкция»: как надо молиться, чтобы Бог услышал тебя?

— В православной традиции принято молитвы располагать следующим образом. Сначала покаяние, чтобы очиститься от грехов, потом благодарственные молитвы, а затем уже просительные.

— Почему просить других о молитве проще, чем молиться самому? Ведь это важнее тому, кто просит?

— «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Поэтому соборная молитва, когда вместе с тобой молятся другие — «мощнее» молитвы одного человека.

— Как должен жить современный человек с внешней точки зрения для того, чтобы преуспеть в молитве? Нужны ли для этого какие-то внешние условия?

— Условия нам даны в десяти заповедях. Причём, эти заповеди – не какой-то закон, который Бог придумал, чтобы люди его выполняли, а описание образа нормального человека. Другими словами, человек живет и сравнивает свою жизнь с этим списком. Если какой-то из пунктов не совпадает, то этот «индивид» опускается ниже уровня человека. Например, людям не свойственно убивать друг друга, тогда как животные могут загрызть один другого в борьбе за лидерство. А если человек убивает другого человека, то он опускается до уровня этого животного. И так же по остальным заповедям.

— В чём, по Вашему мнению, главная трудность современных православных христиан, которые стараются молиться?

— А какая трудность? Мы же общаемся друг с другом, и Бог – такое же Живое Существо, если можно так выразиться, общение с Которым должно быть живым. Молитвы из книг, несомненно, необходимы, как азбука, чтобы научиться на опыте святых, которые составили эти молитвы. Проникнуться их духом, их стремлением, их любовью, их живым опытом общения с Богом. Ну, а молиться своими словами, конечно, лучше, но необходима подготовка, как и в любом деле, будь то грамота или физические упражнения. А то можно и надорваться.

— Батюшка, не так давно вы побывали на Афоне. И хотя афонское монашество для мирян по понятным причинам представляет собой недосягаемую высоту в духовном плане, расскажите, чему могли бы, касательно молитвы, поучиться современные христиане у насельников Святой Горы?

— Человек во всех своих делах, словах и даже мыслях должен представлять себя перед Богом. В Ветхом Завете есть такое выражение: «ходить пред Богом» — постоянно ощущать присутствие Бога и вести себя соответственно. Причём, это вполне выполнимо – заниматься своими делами, а душою быть с Богом. Бывает, правда, и наоборот: человек на службе, а все мысли где-то далеко…

В монастыре существуют максимально удобные условия для молитвы, когда человек не обременён жизненной суетой и может собраться, сконцентрироваться. Обычным людям настроиться бывает достаточно сложно. Отчасти по этой причине службы в Православной Церкви занимают какое-то время – час и больше. Просто потому, что за меньшее время человек не успевает оторваться от суеты и оставить свои житейские хлопоты, чтобы вспомнить, наконец, о душе, а душа-то, всё-таки, будет важнее тела и всех «очень важных» дел.

Фото: Александр Прозоров

41 0
Православная социальная сеть «Елицы»