О богатстве, состоятельных священниках и церковной «роскоши»

31.10.2017

qUOHU5HzGHU

Елена КУЗОРО

Ни для кого не секрет,  что очень многих людей (и верующих, и весьма далеких от Церкви) волнуют вопросы материального плана. Допустимо ли и в какой мере православному человеку стремиться к материально-обеспеченной жизни? Могут ли священники, которые являются примером для своих прихожан, ездить на дорогой машине и обладать значительным состоянием?  Уместна  ли вообще роскошь в Церкви, когда вокруг столько неимущих людей, и т.п.?

Вокруг материального богатства священнослужителей (иногда реального, но гораздо чаще – вымышленного) столько раз разгорались словесные баталии, что, кажется, не затрагивал эту тему только ленивый. И все равно приходится к ней возвращаться, в первую очередь, потому, что это едва ли не самое любимое обвинение тех, кто по каким-либо причинам не желает слышать о церкви. «Я не нуждаюсь в посредниках между мной и Богом, а эти жадные попы только обирают народ», «зачем еще строить храмы и тратиться на их богатую отделку, не лучше ли отдать эти деньги неимущим?» – эти и подобные им фразы для кого-то становятся буквально камнем преткновения. А уж сколько всяких демотиваторов существует на эту тему в Интернете… Что же сама Церковь говорит по этому поводу?

      Из «Основ социальной концепции»

  • Призывая искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6. 33), Церковь помнит и о потребностях в «хлебе насущном» (Мф. 6. 11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами.
  • Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12. 15), «Трудно богатому войти в Царство Небесное…» (Мф. 19. 23-24). Евангелист Марк уточняет, что в Царство Божие трудно войти именно тем, кто уповает не на Бога, а на материальные блага, – «надеющимся на богатство» (Мк. 10. 24).
  • Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности.
  • В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве.
  • Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним.

      Добрый помысел

Удивительно, как скоры мы порой на негативные оценки, даже не задумываясь над тем, насколько сильно при этом вредим сами себе. Старец Паисий Святогорец говорит о великой силе добрых помыслов, благодаря которым человек очищается и приемлет благодать от Бога. Так не все ли нам равно, кто и по каким соображениям чем обладает, если все эти поиски якобы справедливости основаны на недобрых («левых») помыслах и приводят к осуждению и обвинению других людей? Неудивительно, что такие «правдолюбцы» никогда не знают покоя, ведь они же сами открывают двери своей души дьяволу. Добрый помысел возвышает человека, изменяет его к лучшему.  Надо достигнуть такого уровня, чтобы видеть все чистым. А потом человек входит в такое состояние, что видит все не человеческим зрением, но духовными очами. Он всему находит оправдание – в добром смысле этого слова.

      О церковной «роскоши»

Что же касается церковной роскоши, исчерпывающий ответ на этот вопрос можно найти у святителя Николая Сербского в его миссионерских письмах: «Вы недоумеваете, почему Православная Церковь позволяет такой блеск и роскошь в храмах? Потому, что хочет этим убогим земным сиянием напомнить нам о вечном небесном сиянии; и показать людям зримым и символическим образом то благолепие и богатство, которыми изобилует духовный мир и которыми должна изобиловать душа христианина. Прочтите двенадцатую главу Евангелия от Иоанна: одна женщина, взяв фунт нардового чистого драгоценного масла, помазала ноги Иисуса. Иуда, который вскоре предал своего Учителя, воскликнул: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» На это Господь ответил: «нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». Если бы мы всегда имели с собой Христа, не было бы среди нас нищих. Те, кто имеет с собой Христа, жертвуют Церкви все то, что вы называете «роскошью». Они подают и бедным. Любовь ко Христу вдохновляет их на две жертвы – на жертву своей церкви и на жертву своим бедным братьям. А те, кто не имеет Христа, не имеют и нищих. Они хотели бы взять у Церкви и отдать нищим только затем, чтобы не давать свое и чтобы нищие не досаждали им. Вот истинная причина подобных мыслей, носящая маску добродетели» (письма 174, 175).

Вышесказанное в равной мере относится как к прихожанам, так и к священникам. И только лишь на основе увиденного – к примеру, батюшка подъехал к храму на дорогой машине или у него дорогой сотовый телефон – мы не имеем права делать выводы о греховном устроении его души, чтобы не навредить своей душе. Ведь каждый будет отвечать перед Богом за свои грехи, а не чужие. А если чужие поступки вводят нас в соблазн, значит, проблема, скорее всего, в нас, а не в других. Как тут не вспомнить апостольское предупреждение: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15).

 

17 5
Православная социальная сеть «Елицы»