О подготовке к Причастию: без крайностей и с любовью

12.02.2015

Александр Ермолин

Александр ЕРМОЛИН:

Межсоборное Присутствие обсудило документ, касающийся самого важного, что есть в жизни каждого православного христианина – таинства Евхаристии, а на Архиерейском совещании он был утвержден.

За многовековой опыт Церковь знала самые разные подходы к вопросу подготовки ко Причастию: от требований соблюдения мирянами монашеских уставов до полного либерализма и безразличия.

Сравнительно небольшой документ раскрывает основные аспекты отношения современной Русской Православной Церкви к вопросу подготовки к Таинству и участию мирян в нем.

Учите историю

Начинается документ с обширного исторического вступления. В нем описывается, как постепенно верующие причащались все реже и реже, как падала высота их духовной жизни. В итоге в начале XX века практически нормой стало крайне редкое Причащение. А, как известно, кризис Евхаристии порождает глобальный духовный кризис, который и охватил Российскую Империю и стал одной из духовных причин ее падения.

Эпоха гонений изменила евхаристическое мышление мирян и сейчас наши современники причащаются куда более часто, чем их предки, жившие сто лет назад.

Критерий-совесть

Сразу разочарую тех, кто ожидал, что документ укажет какие то конкретные критерии частоты Причастия или строгие рамки подготовки. В данном случае все очень индивидуально и зависит от духовного состояния человека и его желания жить духовной жизнью. Однако общая направленность очевидна – миряне должны стремится к более частому участию в Таинстве.

При этом подчеркивается, что для каждого человека своя мера подготовки ко Причастию. «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви».

Блуд есть блуд

Очень порадовало, что документ дал ясную и четкую оценку столь модному ныне понятию «гражданского брака». «Гражданский брак» есть блуд и каноническое препятствие к участию в Таинстве Евхаристии. При этом подчеркнуто, что брак, зарегистрированный перед лицом государства, но по каким-то причинам невенчанный, не является блудом и, соответственно, препятствием к Причастию. Учитывая ужасную статистику «гражданских браков» это очень верное и точное замечание.

Главная фигура

В документе явно прослеживается мысль, что главной фигурой в духовной жизни мирянина является его духовник. Именно он определяет меру поста и частоту Причащения каждого отдельного человека. И это не может не радовать! Общение с духовником всегда полезно для человека и не позволяет заниматься духовным «самолечением», что может быть очень опасно.

С печалью наблюдаю тот факт, что многим людям почему-то сложно подойти ко священнику и о чем-то его спросить. Такие люди зачастую обращаются к другим «авторитетам»: интернет-форумам, бабкам, слухам и так далее. А обращаться надо ко священнику! Тем более, что в большинстве храмов есть возможность поговорить со священником.

Без крайностей

Наверное, именно этими словами я бы охарактеризовал главную мысль этого документа. Во всем должна быть любовь и все должно быть направлено на пользу для человека. Нас призывают избегать крайностей, как чрезмерной строгости, так и чрезмерной слабости. Например, в тексте говорится, что «крайне строгий подход к подготовке ко Святому Причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки».

Но при этом, «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно».

Судя по обсуждению документа в интернете, консерваторы ругают его за кажущийся либерализм, либералы хотят еще большей либерализации. Но не может быть единого универсального ответа на столь сложный и неоднозначный вопрос. Главное — это не впадать в крайности и пытаться жить со Христом.

22 2
Православная социальная сеть «Елицы»