О статье епископа Пателеимона: заБРАКованное

25.08.2016

О статье епископа Пателеимона: заБРАКованное

Сергей БЫСТРУШКИН

Статья епископа Пантелеймона, а точнее его беседа с прихожанками, которую бессовестно интерпретируют все кому не лень, вызвала очередную волну нападок на Церковь. Понимаю, что сейчас стало хорошим тоном пинать своих, и даже в православной среде это приживается. Часто доводилось слышать: «по таким советам сейчас уже давно никто не живет. А если и живет, то очень малый процент».

На самом деле, каждый имеет право жить, как он хочет. Но отнимать у него этого права никто не в силах. Не всем нравится секс до брака, выходные в ночных клубах, не всем. Лично я эту статью прочел еще до того, как она успела обрасти чудовищными перевранными комментариями на нее, а потому успел составить свое мнение. Как говорит один известный блоггер, оно будет «придирчивым и необъективным». Но честным.

Хочется приложить к статье скрин паспорта, а то ведь не поверят, что пишет молодой человек. Или решат, что это очередной мракобес, которому «РПЦ промыла мозги». Нет, все гораздо проще. Просто в юности (здесь предполагается смайлик) я как и все подростки мечтал о спутнице жизни с параметрами 90-60-90, а если дама сердца будет выходить за заданные стандарты — так еще лучше. Но пару неудачных отношений (особенно последние) заставили меня посмотреть на то, что важно в женщине — иначе.

Будет ли модель ухаживать за тобой больным, если у нее срывается очередная съемка в модном журнале? Станет ли она коротать с тобой вечера за любимым вами обоими (подчеркиваю это слово, а то обвинят в «Домострое») фильме, если есть прекрасная возможность выбраться с подружками на дачу, а еще лучше, в клуб? Ну, и, наконец, я понял всю нелицеприятную правду народной мудрости «с лица воды не пить». Ради красоты женщины можно простить ей многое. Другой вопрос — нужно ли.

Вот и владыка не ставил вопрос — «стоит ли» или «нужно ли». Он всего лишь рассказал, как он видит идеальный или хотя бы близкий к нему брак. Это было его частным мнением. Если мы за свободу слова, почему бы не дать возможности высказываться тем, с кем мы не согласны? А что, собственно, такого ужасного сказал вдовый епископ? Нет желания разбирать «по косточкам» всю статью, ограничусь тем, что лично меня особенно тронуло.

«Не нужно представлять брак как тихую гавань, где закончатся все ваши проблемы, а рядом окажется человек понимающий, любящий, на которого вы сможете излить всю любовь, накопившуюся за годы ожидания».

Страшная правда, согласен. Конечно, ведь, многие считают, что красиво повенчавшись под вспышки фотокамер, у них все в жизни будет шоколадно, и их точно никто не сглазит. Здесь, в принципе, владыка вообще не сказал ничего страшного, да, и по сути, ничего нового — любой нормальный человек должен понимать, что, вступая в брак, он берет на себя ответственность.

«Один Бог понимает нас во всем, а самая горячая любовь не всегда имеет одну и ту же температуру».

Я думаю, что любой христианин с этим согласится. Даже комментировать нечего.

«Многодетность в современном мире – большой труд и подвиг. Наш мир не приспособлен, не удобен для больших семей»

А что на это можно возразить? Правительство только на словах обещает поддержку многодетным семьям, но на деле родить, а тем более ВОСПИТАТЬ больше одного ребенка — это действительно подвиг. Не согласны? Не рожайте.

«Учитесь жить по средствам»

Самый горячо обсуждаемый и осуждаемый совет владыки. Не вижу и здесь ничего страшного. Он не призывает к бедности. Для кого-то жить по средствам — это довольствоваться особняком на Рублевке, для кого-то — «двушкой» в Митино. Каждому свое, только и всего. Епископ никого не призывал быть бедным, просто еще раз напомнил некоторые евангельские постулаты. Будем оспаривать их?

«В браке вам будет трудно выкроить время для себя: почитать книгу, сходить в театр, помолиться в храме. Потому что рядом всегда будут муж и дети. Они будут в вас нуждаться, ждать вашего внимания. От семьи уже никуда не денешься, как из подводной лодки, когда она погрузилась в воду.

Для того чтобы в браке все успевать, я бы посоветовал уже сейчас научиться рано вставать. Читать почаще Евангелие, изучать жития святых, выучить наизусть, пока у вас есть время, утренние и вечерние молитвы, чтобы их можно было читать, не зажигая света или при кормлении ребенка. Все это вам очень пригодится, когда вы станете женой и матерью.

Конечно, очень хорошо заранее изучить детскую литературу, чтобы знать, что читать детям. Было бы хорошо познакомиться с житиями святых и научиться их пересказывать детям друзей, крестникам или племянникам».

Только если исполнять все эти советы в лоб, они покажутся невыполнимыми. Заповедь об отсечении правого глаза и руки тоже можно исполнить буквально. Лично я вычитываю отсюда такую мысль: «заранее врастите в Православную традицию, чтобы посвящать себя близким, а не отмахиваться от них под предлогом «вычитки» Правила и т.д.».

Опять же сужу по себе — если бы у меня была семья, я бы не тяготился тем, чтобы посвятить им вечер. Можно же ведь не сидеть дома, а прогуляться или сходить в театр. Вариантов множество. Там дальше владыка еще про готовку говорит. Наверное, это очень возмутило женскую аудиторию. Конечно, это сейчас не модно.

Далее идут очень практичные советы епископа. Перечислю их вкратце. «Пьющий жених: не вариант» — сколько я читал историй о том, как мужья избивали своих жен. Чем плох этот совет? «Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью». Вы мне покажите такую?! На самом деле, очень многие мужчины мечтают о целомудренных девушках, просто с экранов и газет им навязывается несколько другие стандарты.

С чем вот не могу согласиться — насчет чадородия. Даже апостол Павел не рекомендовал лезть в чужие постели. Но, опять же, бурная реакция на слова владыки не оправдана. И еще, что жена должна любить мужа больше, чем детей, а так же принимать его вместе с друзьями и родственниками. Всё-таки семья — это прежде всего: отец, мать и дети. Все остальные постольку — поскольку. Я, например, не смог встречаться с девушкой, подружки которой очень активно вмешивались в нашу жизнь. Как говорится, каждый хочет увидеть в тексте то, что хочет. Для меня это просто рассуждения умудренного жизнью служителя Божия.

И еще: недавно мы с друзьями обсуждали вопрос устроения личной жизни. На мой вопрос, где найти хорошую девушку, был дан ответ: либо на Тверской, это если «по-быстрому», либо в сказках. И как ни печально, это чистая правда. В наше время, к сожалению, даже среди православных представительниц прекрасного пола редко встречаются такие, с которыми захочется построить совместную жизнь.

Мне также доводилось слышать мнение, что слова владыка — это архаика и средние века. Марине Цветаевой принадлежат удивительные слова: «У меня есть право не быть собственным современником». В последнее время мне все чаще и чаще хочется воспользоваться этим правом и уйти в то время, когда девушки были проще, когда все называлось своими именами и когда добрачные отношения считались чем-то неприличным. Наверное, я всё — таки мракобес…

66 2
Православная социальная сеть «Елицы»