О законе и благодати: молитвенное правило или психологическая защита?

03.03.2016

О законе и благодати: молитвенное правило или психологическая защита?

психолог, священник Владимир ШКОДА

Что Ветхого Завета не было никогда — ясно из того, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8) — и благодать та же. Эту мысль очень хорошо иллюстрирует фрагмент из новозаветного Кодекса Безы: «…увидев одного человека, который работал в субботу, Он [Иисус] сказал ему: «Если ты знаешь, что делаешь, то на тебе благословение Господне, если же нет, то ты осуждён и преступил закон»».

Но почему же Новому Завету всё-таки предшествует «тень будущих благ»? Апостол Павел объясняет это так: «до пришествия веры мы заключены были под стражей закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам оправдаться верой» (Гал. 3, 23–24).

Ветхий Завет продолжается и до настоящего времени — как состояние души, не способной к творческой вере, как духовное рабство или наёмничество. Всякий непреображённый христианин живёт в Ветхом Завете и, возможно, большинство из нас предпочитает строить отношения с Богом на основании закона — ведь исполнение «всего, что положено» успокаивает совесть и удовлетворяет потребность в безопасности.

Но, по мысли апостола Павла, чтобы жить для Бога, нужно умереть для закона — «а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2, 21).

Человек вовремя не помолился и ощутил на душе тревогу. Это, скорее всего, говорит о том, что исполнение молитвенного правила является для него законнической установкой, выполняющей функцию психологической защиты…

10 7
Православная социальная сеть «Елицы»