Ответ Андрею Десницкому: интеллигенции нужна оппозиционная Церковь

30.07.2015

oppoziciya

священник Святослав ШЕВЧЕНКО

Совсем незамеченной осталась колонка известного библеиста Андрея Десницкого в Газете.ру. Да, она совсем не о библеистике. И, вообще, разве может быть интересна священная история аудитории этого СМИ ?  Тамошней почтенной публике более интересней почитать про то — какие у Церкви «каналы замусорены», про «попов на майбахах». Ну, в крайнем случае, послушать церковных (или околоцерковных) экспертов о массовом выходе народа Божьего из презренной «ЗАО РПЦ». Вот об этом и колонка.

Размышления были озаглавлены как «Побег из Церкви». Самое лингвистически занятное в заголовке — слово «побег», потому что побег может быть только оттуда, где тебя насильно удерживали — из тюрьмы, плена и т.д. Ощущение после прочтения, что автор уже сидит на чемоданах и смотрит как мимо него спешат спотыкаясь люди, закрывая ладонями глаза и нос — к выходу.

Андрей Десницкий пишет о своих знакомых, хлопнувших церковной дверью, которые уже «складываются в десятки». Позволю себе предположить, что выходят из Церкви люди, которые принадлежат к либеральному кругу общения автора. Так почему же они предают Христа? (Сейчас вероятно, меня бросятся поправлять, дескать, Церковь и Бог разные вещи. Но тут нет никакой описки — вы почитайте основы христианского вероучения и поймете сущность Церкви Христовой).

Причины банальны. Церковь бросают те люди, которые искали там все, что угодно, но только не Самого Христа. Кто-то приходил в храм прикоснуться к древней культуре, а кто-то искал опоры для своей политической позиции. Интеллигенция советской эпохи искала там нечто иное.

Вот ключевое предложение всего текста: «Когда-то они или, точнее, мы приходили в церковь как в мир, иной по сравнению с унылой советской пропагандой или буйством дикого капитализма». Вы слышали? Они приходили не ко Христу… они приходили «в мир, иной по сравнению…». Видимо, пощипать свои социально-эстетические чувства. Они нашли в Церкви островок оппозиции существующей действительности. Вот куда они шли.

Это почти тоже самое, как если бы интеллигенты гуляли-гуляли — и от палящего солнца спрятались бы в прохладной церковной тени. А когда светило сбавило обороты, то убежище стало не нужным. Сейчас объясню к чему я клоню.

Когда Церковь перестала быть оппозицией чему-либо — она перестала быть им интересной. Так вот, может и слава Богу, что таковые выходят из Церкви? На мой субъективный взгляд, опасность для Церкви именно в том, что такие интеллигенты все-таки останутся в ней при потерянном интересе. Почему? Потому что они непременно превратятся в оппозицию внутри неё. Для чего? Например, бороться за «честные выборы». Читающий, да разумеет.

30 9
Православная социальная сеть «Елицы»