Ответственность милосердия или чему нас учит история с сыном наинской вдовы

23.10.2017

617

Священник Илья НИКИТИН

В Евангелии от Луки есть небольшое повествование о том, как однажды Христос вместе со Своими учениками и множеством народа пришел к стенам города Наин (Лк.7:11-16). В это время из ворот города вышли люди, которые несли на место последнего упокоения некоего юношу. Он был единственным сыном женщины, однажды уже похоронившей мужа. Разделить ее горе в этот скорбный день собралось много людей.

Господь, видя безутешную мать, сжалился над ней (в церковнославянском тексте Евангелия сказано – «милосердова») и сказал ей: «Не плачь». Затем он подошел к носильщикам, и, прикоснувшись к гробу, произнес: «Юноша! Тебе говорю, встань!». Бывший мертвец тут же, по слову Священного Писания, «сел и стал говорить». После этого чудесного случая все возблагодарили Бога за то, что Он посетил людей такой великой милостью.

Когда мы читаем в Евангелии о случаях исцелений различных недугов и воскрешении мертвых, то нельзя не отметить один очень важный момент, который присутствует там почти всегда. Почти всегда Господь, прежде чем даровать нуждающимся Свою помощь, ждет от них ответных действий. Он ждет главного – веры. В случае с наинской вдовой Господь не ждет, Он действует, но прежде Он «милосердова», т.е. проявляет милосердие.

Ответственность  христиан

Называя себя православными христианами, мы, тем самым, налагаем на себя большую ответственность. Если мы говорим, что веруем в Бога, значит, наша вера должна быть подкрепляема делами. Христианин знаком с заповедями Божиими, стремится их выполнять и понимает, для чего это нужно. Для Царства Небесного. Для того, чтобы однажды не упустить возможности попасть туда, где находится Тот, на Кого мы больше всего должны быть похожими. Ведь неслучайно перед самым завершением творения мира Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26).

И вот, небольшая история из Евангелия предлагает нам пример одной очень важной добродетели для человека – милосердия. Господь показывает нам ее такой, какой она должна быть. Конечно, можно заметить, что все, что связано с Иисусом Христом – идеальные примеры для подражания. Но ведь к идеалу и нужно стремиться. Без высокой цели не будет результата.

Ах, если бы наши цели всегда были высоки! Ведь в жизни как обычно бывает? Появляется на горизонте нашей обыденности человек, нуждающийся в помощи, а мы начинаем взвешивать все «за» и «против», высчитывать возможную выгоду или потерю. А если этот человек уже когда-то нам самим в чем-то отказал, тут уж раздолье для мыслей: «А стоит ли?», «А заслуживает ли он помощи?», «Почему именно я должен ему помогать?». И ведь речь не всегда идет о материальных благах, проявлять милосердие можно по-разному – дружбой, уважением, словом, наконец.

Почему Господь говорит: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3)?. Разве Он требует от нас оканчивать школу в 1-м классе? Требует не развивать свои физические и умственные способности, необходимые для жизни? Нет, конечно. Господь ждет от нас такого ценного качества, которое есть у детей, и которое при взаимодействии с другими качествами помогает последним цвести во всей своей красоте. Речь идет о безусловном восприятии окружающего мира вообще и людей, в частности. И нет, это не наивность. Это, когда мы не ждем от людей подвоха, умеем видеть их добрые стороны, не просчитываем свои возможные выгоды, а жаждем пользы для окружающих. Вот как раз тот случай, когда Евангельское слово в очередной раз расцвечивает человеческие качества яркими красками.

Теперь немного вернемся к тому, что милосердие бывает разным. Поговорим о том способе помощи людям, который в наше время все меньше и меньше ценится в обществе. Это слово, простое человеческое слово, которым, по слову известного советского и российского писателя Вадима Шефнера, «можно убить, можно спасти, можно полки за собой повести».

Порой для осуждения и унижения человека слов бывает предостаточно, а для поддержки и помощи в трудную минуту – не найти ни одного. Как быть в таких ситуациях? Сложный вопрос, но ответ есть. В Евангелии.

«Кто из вас без греха»

Однажды к Иисусу привели женщину, которая обвинялась в прелюбодеянии (по тем временам – тяжкое преступление, за которое полагалась смертная казнь – побиение камнями). От Него ждали, что же Он скажет по этому поводу (см. Ин.8: 3-11). Камни уже в руках, одно слово – и эта женщина расстанется с жизнью. Да никому, в принципе, и не нужно было Его слово. Ведь есть закон, и его нужно исполнять. Но Он все же произносит слово, которое звучит, как гром посреди ясного неба: «Кто из вас без греха, первым брось на нее камень». И что же происходит? Все начинают постепенно расходиться (обличаемые совестью, по слову Евангелия), до той поры, пока на месте не остаются двое – эта женщина и Христос. «Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?», — спросил ее Он. «Никто, Господи», — ответила она. «И Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши», — отпустил Господь женщину, стоявшую было на волосок от смерти и, наверняка, успевшую многое переосмыслить. Вот пример слова, которым было совершено настоящее чудо – спасена человеческая жизнь, и что самое главное, душа.

Как часто бывает, что не только в нас самих не хватает добрых слов поддержки и утешения, но и мы нуждаемся во всем этом. Вот тут, не смотря ни на что, важно помнить, что такое слово всегда есть. И это слово – у Бога. Нужно только уметь расслышать его и больше уже никогда не забывать.

6 0
Православная социальная сеть «Елицы»