Почему православные не любят молиться?

27.03.2015

Почему православные не любят молиться?

иерей Святослав ШЕВЧЕНКО

Очень часто приходится слышать сетования православных верующих на непосильное бремя ежедневных молитв. Да чего там греха таить — сам я тоже выполняю молитвенные правила со скрипом. И тогда меня разобрал вопрос: почему? И тут я начал всерьез копаться в своих мотивах и подходах к молитве.

Оказалось, все до банального просто. Мы, на самом деле, не молимся. Очень часто от знакомых православных приходится слышать: «Вот я вычитал/вычитала правило». Стоп! А ведь, действительно, мы бубним свои молитвы — будто неинтересную газету  читаем. Это похоже на отбывание повинности, а не на радостное общение. Мне в связи с этим почему-то вспоминаются пионерские годы, когда за какой-нибудь проступок сразу отправляли к школьному стенду — гимн учить.

Вечернее быр-быр-быр

Давайте разберемся. А чем, собственно, является молитва? Каждый малыш из воскресной школы скажет вам, что это способ общения с Богом. А у нас что зачастую получается? Однажды, маленький сын одного моего православного друга подошел к нему вечером с молитвословом и сказал: «Ну, что папа, когда мы снова начнем делать быр-быр-быр-быр?» Устами младенца глаголет истина.

Вот у нас и получается — не беседа с Богом, а сплошное быр-быр-быр. Потому и никакого удовольствия от молитвы мы не получаем, о чем хором свидетельствуют святые отцы. Мы их не понимаем, потому что у нас нет опыта настоящего Богообщения.

Важный звонок

Очень метко заметил святитель Иоанн Златоуст в своем слове «О молитве»: «Ты сам не слышишь своей молитвы, а хочешь, чтобы ее услышал Бог?» Ведь мы и вправду нередко не слышим своей молитвы. Одни губы шевелятся.

Вот смотрите. Представьте, что вдруг вам на сотовый позвонил важный человек, в руках которого вся ваша судьба. Как вы будете с ним разговаривать? То-то же. Вряд ли мы будем отвлекаться и слушать вполуха говорящего на том конце связи. А будем, напротив, архисосредоточены.

Безвкусная жвачка

А вот еще пример. На минуту представьте, что вас приглашают на прием к главе государства. Не важно к какому. Вы одеваете самую лучшую одежду какая у вас есть, готовите речь, идете в парикмахерскую. И вот вы на перед ним. И вдруг у вас звонит мобильник. (Ааааа! Забыл выключить!). Но вы вместо того, чтобы извиниться и отключить сотовый — начинаете вдруг болтать о погоде с кем-то из друзей.

Примерно тоже самое происходит во время нашей молитвы. Мы готовы отвлечься на что угодно, что нам кажется интереснее разговора с Тем, Кто важнее любого президента. С годами мы обесцветили свою молитву, сделали ее безвкусной — словно жвачку, которую жуем уже несколько лет.

Молитвенная гимнастика

Кто-то возразит, что сам Христос говорил: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6, 7), а утренние и вечерние молитвенные правила — такие длинные. К тому же, многих напрягает, что это нужно вычитывать (послушайте! опять это «вычитывать») каждый Божий день, что очень муторно. А я вам скажу сейчас такую вещь — закачаетесь.

А ведь, если мы оставим наши правила, то мы, вообще, перестанем молиться. Правило — от слов «править», «выправлять». Молитвенные правила — это если хотите гимнастика, зарядка для души. Ведь утренняя гимнастика, или вечерний поход в тренажерный зал или на аэробику — это что? Это комплекс одних и тех же упражнений, которые предотвращают одряхление и заплывание жиром нашего тела. Так вот, без молитвенных правил и душа может одряхлеть и заплыть жиром. А оно нам надо?

68 0
Православная социальная сеть «Елицы»