Православный социализм как русская идея

21.04.2015

Православный социализм как русская идея

иерей Святослав ШЕВЧЕНКО

Вчера мне сделали подарок. Это книга. Подарил известный амурский общественный деятель и турникмен Евгений Ищенко. Называется она «Православный социализм как русская идея». А написал ее Николай Сомин. Сразу хочу оговориться, что эта статья — не рецензия на подаренную книгу. Поскольку еще не успел ее прочесть. В ней больше 500 страниц. Но уже начал с ней знакомиться. В ней немало цитат из Евангелия, святых отцов и русских мыслителей. Так что труд — фундаментальный.

Но решил взяться за эту статью, чтобы сделать зарубку, обозначить точку отсчета. Это нужно для того, чтобы понять — насколько эта книга смогла на меня повлиять. Изменится ли что-нибудь в моем мировоззрении, либо я так и останусь при своем нынешнем мнении. Считайте это дневниковой записью эксперимента в стиле «Испытано на себе».

Так вот, еще даже не прочитав книгу, пряно пахнущую типографией — сразу сказал дарителю, что в среде православных россиян подобные идеи не имеют широкой поддержки. Сейчас объясню почему. Понимаю, что такие книги появляются в надежде подпитать в бывших гражданах советской эпохи ту ностальгию по всему тому доброму, что отзывается в сердцах жителей постсоветской эпохи. Сегодня подобные чувства провоцируются и в братском государстве, охваченном гражданской войной, где валятся памятники Ленину и идет активная борьба с наследием СССР.

Но вернемся, собственно, к озвученной проблеме. Так почему же в православной среде такие идеи не имеют широкого распространения? Дело в том, что сегодня думающая часть (видимо, именно к ним обращена книга) православных христиан в России делится по характеру восприятия мира на две группы. Да. Это либералы и консерваторы.

Для первой группы попытки скрестить красную идею с Православием упирается в личность Сталина. Вождь всех времен и народов — это для них настоящая красная тряпка. И никакие доводы не смогут помочь. В этом их поддержат и умеренные консерваторы, для которых «советизм» также неразрывно связан с репрессивной машиной. Это миллионы мучников, священномучеников и преподобномучеников за веру, это страшный полигон Бутово.

Единственно на кого может рассчитывать автор этой книги, на мой взгляд, так это на узкую группу православных радикалов, которые видят в Сталине больше положительных черт нежели отрицательных. Так мне думается до прочтения этой книги.

Но с другой стороны, мне известно о Социал-христианских партиях, которые в разное время существовали в Нидерландах, Австрии, Бельгии. А в Бразилии действует до сих пор.

Вот с таким «багажом» я приступаю к чтению этой книги. Попробую поделиться своими мыслями после ее прочтения. Не исключаю того, что будут и какие-то промежуточные дневниковые впечатления. Поехали!

6 3
Православная социальная сеть «Елицы»