Рецензия: «Бог дождя» или всякая душа по природе язычница

17.08.2015

"бог дождя" или каждая душа по природе язычница

Евгения НОВОСЕЛЬЦЕВА

Роман Майи Кучерской «Бог дождя» – роман о таких простых и одновременно сложных вещах, как жизнь и смерть, вера и любовь, счастье и отчаяние, душевное и духовное. По сути, это темы, традиционные для русской классической литературы.

Автор знакомит нас с главной героиней постепенно. В начале книги мы узнаем, что в книге речь пойдет о некоей Анне, студентке филологического факультета, которая поехала «на дачу умирать». Анна находилась в состоянии злобы и отчаяния, в состоянии, когда кажется, что жизнь не имеет смысла, когда возникают мысли о самоубийстве.

Но ведь не бывает безвыходных ситуаций. Внезапно наступило внутреннее преображение. «Ужас и смерть постепенно стихли, дышать стало легче, она стала живой, горячей, и… не одной. Рядом появился кто-то. Кто согреет, когда холодно. Вытрет слезы, когда тяжело. Будет ее любить». Это, наверное, один из самых удивительных моментов в жизни человека – когда он начинает верить в Бога и уже иначе осознавать свою жизнь.

Начало: воцерковление

С первых же строк понятно, что героиня очень чувствительна и эмоциональна. Она живет по законам сердца, поступает, как ей диктуют чувства, и при этом не боится показаться странной. К примеру, она может идти по улице, читая книгу или разговаривая сама с собой. Поэтому Кучерская, чтобы раскрыть внутренний мир героини, использует все возможные способы: монологи, диалоги, дневники и сны.

Иногда она показывает нам поток сознания и не ставит знаки препинания. Анна искренна и естественна, как ребенок: «…легко радовалась и легко грустила, утирала слезы от огорчения, улыбалась, когда все было хорошо, всему удивлялась…».

Первая часть романа – история воцерковления героини, начало ее осознания заповедей и отказа от того, что является лишним и ненужным для духовной жизни. Вторая часть нам рассказывает о торжестве веры в душе героини, о радости, которую она испытала, пройдя через борьбу со своими грехами. «Завершался тот переходный год, кончались муки рождения: свет светил во тьме, сквозь мельтешение и суету проступила суть. Все чаще Аню охватывал восторг, сумасшедшая какая- то радость… И из неприятностей ушла их горькая едкость, это были не неприятности! Это были искушения».

Заслонивший Христа

Именно во второй части закладывается серьезная проблема, которая в романе является ключевой – проблема безответной любви. Не Христос, а отец Антоний стал центром ее жизни, как бы он не предостерегал бы ее от этого. Анна жила ради батюшки, все делала ради него, в том числе и ходила в церковь. Все события для нее обретали значимость только благодаря ему: «все, что происходило в жизни помимо их встреч и разговоров, было плоско, неважно, блекло…Сердцем она жила в те годы точно бы на другой планете, втайне ничему, никому более не принадлежа…».

Она жила от встречи к встрече, от разговора к разговору, мечтая увидеть его на улице и поговорить с ним по душам. Проблема героини – в ее одиночестве, в отсутствии рядом понимающего человека, который бы понял и поддержал ее. Анна не хотела замечать, что кроме него, вокруг много интересных людей. По сути, корень ее бед в том, что она слишком идеализировала отца Антония, считая его святым старцем. И она удивилась, узнав о том, что ее батюшка – обычный человек, который ходит в гости, иногда может выпить пива или съесть шоколадку в постный день, что и у батюшки есть такие же грехи и проблемы, как и у всех людей.

Анне стало казаться, что перед ней человек, который сам себя обманывает: « Благообразный. В рясе, с крестом. Только теперь сквозь весь этот внешний постный облик просвечивала правда. Правда, заключавшаяся в том, что он всех обманывает, и здесь, в церкви, говорит одно, а за ее пределами – совсем другое. Тут он строгий монах, зато дома…».

Душевно-духовная любовь

В какой-то период их отношения переходят на другой уровень. Теперь не только Анна звонит и исповедуется батюшке, но и батюшка звонит и «исповедуется» Анне, подробно рассказывая ей о своей жизни, проблемах и т.д. Он устал, ему кажется, что он плохой священник, ему одиноко так же, как и главной героине.

Любовь Анны к батюшке – сочетание любви душевной и духовной, любви чувственной и христианской. Она признается, что положила бы жизнь за батюшку, вспоминая рассказ из летописи Дивееского монастыря про послушницу, которая умерла по просьбе Серафима Саровского. Она поняла, что любовь «вовсе не слепа – она ведь по-прежнему видела отца Антония всего, даже зорче, трезвее, чем прежде… любовь совсем не обязательно понимание… но это обязательно приятие, когда принимаешь всего человека – разного, в разные его минуты, и всякого прощаешь…».

Казалось бы, в тот жизненный период Анна была по-настоящему счастлива. Она жила для того, чтобы любить батюшку. И, наконец, она увидела, что вокруг есть другие люди, кроме отца Антония, интересные события, которые ее раньше мало волновали… Но вот прошел период телефонных разговоров, священник опять пропал, и она начала скорее существовать, чем жить, стремясь заглушить внутреннюю боль.

Ход по кругу

Ее любовь запретна. Это страсть, а страсть не наполняет, а опустошает душу. «Любить монаха – это грех. Серьезный. Подумайте и о нем», – наставлял ее другой священник на исповеди. Это та любовь, которая изначально обречена. Сам отец Антоний не может разобраться в своих чувствах, не понимает, кто из прихожанок ему более симпатичен. «Я люблю вас обеих», – признается он Анне.

Своеобразен и язык романа, он подчиняется тем целям, которые преследует автор в каждом конкретном случае. Когда Кучерская пишет о возвышенных вещах, она употребляет заимствования из церковно-славянского языка, цитаты из Евангелия и пр. Когда она хочет показать эмоции героини, она может употребить и жаргонную молодежную лексику. Сюжет напряжен, динамичен, заставляет сопереживать Ане с первых страниц. Книга погружает в себя с головой, проживаешь жизнь героев вместе с ними.

О чем роман? Во-первых, о сильном чувстве, которое привело героиню к драме, к ощущению пустоты и бессмысленности жизни. Во-вторых, это роман о вере. Возникает вопрос: в чем смысл названия? Почему оно такое языческое? Ответ мы можем найти в финале, в сцене, когда она начала молиться дождю, чтобы он ее убил. И если Тертуллиан писал, что «всякая душа по природе христианка», то Кучерская нам утверждает обратное: всякая душа по природе язычница. Создается впечатление, что девушка работала над собой и развивалась, но, по сути, ходила по кругу, не в силах из него выбраться.

Неопределенный конец

Неслучаен ведь и момент зеркальности композиции: в начале и конце романа упоминается профессор Журавский – преподаватель античной литературы (это символично, я думаю). Первая глава называется «Некролог», последняя – «Панихида», это выводит нас к теме смерти. Но чьей? Думаю, что все-таки не Журавского, а Анны. И смерти не физической, а духовной. Роман начинался с темы несчастной любви, пустоты и страданий, которые она принесла девушке, ею же и закончился.

С определенного времени мне перестали нравится хеппи-энды. Они неубедительны. Жизнь сложнее, и не всегда все ее перипетии заканчиваются по-сказочному прекрасно. Однако трагический финал книги может привести чувствительного читателя в некоторую меланхолию. Кучерская решает этот вопрос по-настоящему тонко: она просто оставляет героев в их духовном кризисе, это выглядит более реалистично.

Остается впечатление легкой грусти от неопределенности ситуации: проблема так и не была решена, сильное чувство (и светлое, и греховное одновременно) не находит взаимности, но и не изживает себя на корню.

 

5 0
Православная социальная сеть «Елицы»