Слово Божие и Интернет

19.05.2015

Слово Божие и Интернет

протоиерей Андрей ЕФАНОВ

Судя по количеству участников религиозных дискуссий, число «виртуальных православных» давно превысило даже самое оптимистичное количество реальных прихожан. Это и понятно, ведь сейчас, чтобы стать «виртуальным православным» не нужно даже вставать с дивана и включать компьютер — китайский планшет или смартфон позволяют погрузиться в «мир религиозных грез» из любой точки земного шара и из любого положения тела: горизонтального, вертикального, сидящего в метро и даже вверх ногами, если вы практикуете йогу.

Некоторые так и поступают: практикуя йогу и исповедуя восточные учения, считают себя православными, причем «православными экспертами», которые могут дать на любой вопрос почти что мгновенный ответ, благо гугл поможет найти нужную цитату. И вот, в Афинах собирается мегаконференция (просто международной ее назвать не поднимается рука над реальной клавиатурой настоящего ПК, а не планшета), всю полноту и глубину которой нам предстоит осознать, обсудить, продумать и прочувствовать.

В общем, начало диалогу по проблематике интернет-присутствия Церкви положено, то, что раньше обсуждалось в камерных масштабах, вынесено на глобальный уровень.

Так как мне уже пришлось писать статью на тему данной конференции, не стану повторяться, называя авторов того или иного тезиса. Похоже, что еще много материалов конференции увидят свет в ближайшее время и одному тому же тезису можно найти несколько авторов, что говорит о том, что проблемы ортонета не надуманы, раз о них говорили сразу несколько докладчиков. Итак, тезис – мое видение. Конечно, пишу лишь о том, что знакомо, с чем столкнулся сам и что считаю насущным.

Понятный язык

Почему-то никто не требует, чтобы физики на специализированном форуме переходили на язык обывателя, а медики изъяснялись как чеховские персонажи. Есть популярная физика, популярная медицина, даже популярная астрономия (где каждый термин либо профанируется, либо многократно объясняется). Почему же каждое публичное обсуждение православных должно быть адаптировано к читателю с начальным уровнем знания о Православии? Почему каждый опубликованный в сети текст должен быть непременно занижен до уровня неофита? Может быть, разумно присваивать публикациям категорию целевой направленности? «Интересующемуся», «неофиту», «неофиту+» и так далее.

Конечно, это больше шутка, но все же надо как-то распределить, какие публикации и какой форум предназначены для какой аудитории. Иначе не избежать проблем, схожих с нижеописанной. Лет 5 назад одна дама зашла на форум, предназначенный для общения священнослужителей. Она была в шоке от того, как священники и диаконы обсуждают свои внутренние проблемы. Ей показалось, что общаются циники-атеисты, «требоисполнители» без веры в душе, однако она просто зашла не туда, куда ей было полезно.

Хирурги в курилке ей бы тоже показались циниками, однако эти люди самоотверженно спасают за день десятки жизней, не считаясь с малой зарплатой и большой физической и моральной нагрузкой. Так и священнослужители в своем кругу не всегда говорят на языке апостольской проповеди. Просто этот форум должен быть закрытым, ведь в вышеупомянутой курилке не устанавливают веб-камеру.

Авторитетность

В интернете, в принципе не может быть глобальной цензуры. Можно обойти региональную блокировку сайта, можно создать сайт на таком домене первого уровня, который не позволит произвести блокировку сайта по решению суда того или иного государства. Но это никак не значит, что в сети голос священноначалия равен голосу старшей свечницы правого придела сельского храма провинциальной епархии.

А именно так хотят представить ситуацию владельцы некоторых проектов, называть которые, мне кажется, нет смысла. На страницах подобных сайтов голос священника может противопоставляться решению Синода, а святоотеческое толкование Писания подвергаться критике новоявленных богословов. Думаю, эта ситуация рано или поздно будет решена.

В одной из епархий этот вопрос был решен очень просто. Епископ просто благословил: «официально от лица епархии может выступать только отец N. Остальные, если у них есть желание что-то публиковать в интернете, должны получить на то благословение». Не спорю, что не везде применим такой категоричный подход. Но, все же, информационным структурам епархий необходимо контролировать участие духовенства в сети. Все мы любим свободу, в том числе и свободу слова, особенно, когда речь идет о нашей свободе. Но, если нам не станут указывать на наши ошибки, тогда как мы узнаем, что ошибаемся?

Пользователь в сане

Недавно Фейсбук запретил указывать в имени пользователя сан. В юзеринфо собеседника редко заглядывают, поэтому многие из священников столкнулись с тем, что в дискуссиях пастырей стали поучать миряне (ничего плохого в том, что священнослужителю указывают на его явные ошибки, но когда авторитетность высказывания пастыря и мирянина ставятся на одну планку, это нехорошо).

Если священник не пожелал указывать свой сан, это его право. Точно так же должно оставаться право указывать свой сан. Для многих из священнослужителей присутствие в интернете является частью их священнического служения и крайне неудобно упоминать о наличии священного сана при каждой новой беседе. Впрочем, есть священники, которые сознательно не указывают свой сан. Это совсем другой вид присутствия в сети, это миссионерство, которое во все времена будет подвигом.

Вопрос-ответ

Весьма популярно в интернете задавать вопросы на различные темы. Есть даже специализированные порталы, позволяющие задать вопрос и получить ответ. В ортонете большой популярностью пользуются ресурсы, позволяющие задавать вопрос священнослужителю. Надо помнить, что священник дает ответ, исходя из личного опыта, степени образования и самообразования, мере вовлечения в тему вопроса, физического и морального состояния, даже дизайн формы сказывается на качестве ответа.

Важно понимать, что безличный ответ не всегда может быть применим даже для вопрошающего, а уж для всех читателей вопроса-ответа практическая значимость, вообще, может быть нулевой. В начале 90-х годов прошлого века были изданы личные письма многих духовников, например, оптинских старцев. С одной стороны, прикосновение к этому, несомненно, ценному опыту, многим даровало возможность окунуться в атмосферу духовного наставничества прошлых времен.

Но у этого была и обратная сторона – нашлись те читатели, которые попытались построить свою духовную жизнь на советах давно почивших старцев своим духовно близким чадам, на адресных советах стали создавать стереотип жизни во Христе. Думаю, что и наши ответы, публикуемые на страницах популярных или не очень порталов, имеют оборотную сторону. Что не отменяет ответственности при исполнении этого, без сомнения, важного послушания.

Любовь – прежде всего!

Тем, о которых можно писать в свете прошедшей конференции – бесчисленное множество. Наверное, еще много авторов напишут об этом. Чтобы не перегружать статью, скажу еще об одном важном вопросе. Обезличенность собеседника дает соблазн снижать планку культуры общения. То, что никогда не было бы произнесено в лицо человеку, «виртуальному визави» мы говорим с такой легкостью, как будто беседуем с ботом. Конечно же, такое отношение к общению недопустимо для христианина.

Необходимо помнить, что за юзерпиком стоит реальное лицо, что не с ником мы беседуем, а с реальным человеком, которого можем ранить словом, разочаровать небрежением, оттолкнуть от Церкви, ведь нас зачастую ассоциируют с самой Церковью, хотя мы – лишь маленькие клеточки в огромном организме Тела Христова.

Нам всем необходимо учиться культуре виртуального общения, только тогда миссия Церкви в интернете будет успешной. А мы, христиане, не в осуждение себе, но во спасение нас и наших собеседников будем просиживать у экранов компьютеров и прочих гаджетов.

И напоследок

Духовником конференции назван Игумен Ефрем Ватопедский. Несомненно, опытный духовник и талантливый автор. Тем более странно было читать его выступление, где православное присутствие в интернете названо отцом Ефремом Словом Божиим. Далее следуют рассуждения духовника о некой энергии, которая присуща этому явлению. Боюсь, что не совсем понятно, что имел ввиду старец (старец по возрасту и духовному опыту, а не то, что вкладывают, порой, в это слово – проводник Божией благодати, перманентный пророк на все случаи жизни).

Все же Божия благодать, как и Вторая ипостась Святой Троицы, совсем не тождественны нашему присутствию в глобальной сети. Но это, как и много другое – повод продолжить опыт проведения конференций на тему православной миссии в интернете. Как и дискуссии в период между конференциями. Начало положено и этот «блин» получился совсем «не комом».

6 0
Православная социальная сеть «Елицы»