Отношение к смертной казни: Христос, Церковь, святые

30.04.2015

Святитель Николай не против казни

иерей Святослав ШЕВЧЕНКО

Знаю из Священного Писания и соборного документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», что Ветхий Завет предписывает смертную казнь, а Новый Завет ее не отменяет. Другими словами, Церковь ни «за», ни «против». Этот вопрос она целиком и полностью доверяет государственной власти. Однако, оставляет за собой право ходатайствовать за раскаявшихся приговоренных.

Но самое интересное, что соборный церковный разум никогда не толковал смертную казнь как нарушение 6-й заповеди «Не убий». Это либеральное по духу учение пришло от основоположника ереси непротивленчества Льва Толстого.

Брось камень

Более того, Сам Бог инициировал казни, чтобы вразумить непокорные народы и правителей. Яркий пример — цепь библейских событий, которые христианам известны под названием «казней египетских»? описанных в книге «Исход». Но, с другой стороны, нам известно и о великом покаянии ниневитян, которые изменили свою жизнь после предупреждения Господа через пророка Иону. И Бог сменил казнь 120 тысяч жителей этого города на милость.

А что говорил Сам Христос о смертной казни? Мне сразу вспоминается евангельский случай, когда грешную женщину книжники и фарисеи хотели подвергнуть казни через побиение камнями, а Христос защитил ее (Ин. 8, 3-7). Но с другой стороны, в этом евангельском повествовании Спаситель ни словом не обмолвился за отмену подобной смертной казни. (И это понятно, потому что Сам Бог и дал Моисею указание учредить такую казнь за прелюбодеяние).

Казнь против мятежей

Есть еще одно очень интересное в богословском плане место Евангелия, в котором Христа напрямую спрашивают о казни, учиненной Пилатом над группой жителей Галилеи: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 1-3).

Вы нашли здесь хоть слово из уст Спасителя об осуждении государственного чиновника, который расправился с сородичами Христа по плоти? Для тех, кто не в теме — речь идет об Иуде Галилеянине (Деян. 5, 37), который гиперболизировал учение о том, что не должно никого почитать кроме Господа. То есть последователи радикального благочестия решили, что им можно, вообще, игнорировать государственную власть и ее законы. В результате Пилат приказал уничтожить бунтарей во время совершения ими жертвоприношения.

Вот, что говорит по этому поводу блаженный Феофилакт Болгарский: «Спаситель не отрицает того, что они грешны, но не говорит и того, что они пострадали так потому, что грешнее прочих, непострадавших. Но если и вы не покаетесь, если не перестанете возмущать и возжигать внутренние междоусобия и не поспешите умилостивить Бога делами, то подвергнетесь еще худшей участи. Ибо не следует под предлогом благочестия снискивать себе славу, и между тем возбуждать внутренние мятежи».

Смертная казнь в святцах

А теперь обратимся к житийной литературе. Первым на память приходит случай из жизнеописания преподобного Варлаама Хутынского. В его времена бытовала такая форма новгородской смертной казни, как сбрасывание преступника с моста. Так вот, в одном случае святой заступился за казнимого, взяв его под свое поручительство, а в другом — промолчал, и казнь совершилась.

«Почему, отче, ты на этот раз не спас человека?» — спросили ученики преподобного Варлаама. Тот ответил им: «В первый раз казнили действительного преступника, который не раскаялся еще и не был готов к смерти. Для этого я и просил его к себе в монастырь, чтобы покаянием в остаток жизни он мог спасти свою душу. На этот же раз казнили невинного человека, и я видел венец, который был приготовлен ему как невинному страдальцу. Как же мог я отнять у него этот венец?»

Не менее интересный случай описывается в жизниописании блаженного Симеона, Христа ради юродивого. К одному диакону по имени Иоанн преступники однажды подкинули тело убитого человека. А поскольку у диакона не было алиби и других оправданий городской судья приговорил его к смерти.  Добрые люди сразу побежали к святому Симеону и тот стал молиться об Иоанне. В результате настоящих преступников поймали, а диакону еле успели отменить приговор, который уже собирались привести в исполнение.

Уже не вспоминаю о чудесах, творимых святителем Николаем Чудотворцем, который избавлял невинных от неправедного осуждения на казнь. Но великий святитель никогда не выступал за отмену смертной казни.Как и никто другой из святых.

Сомнения святого князя Владимира

А теперь откроем древний памятник письменности «Повесть временных лет». Летопись отмечает, что 1008 год был отмечен небывалым нашествием саранчи. В результате по Руси расплодились «злые разбойники», которые не давали ходу «ни пешему, ни конному». Короче говоря, не стало на лихих людей управы, поскольку  князь Владимир, став христианином — не решался применить к злодеям и убивцам смертную казнь, «ослабев в наказании злодеев».

Видя такое положение дел епископы обратились к князю: «Умножились разбойники, почему не казнишь их?» Он же отвечал: «Боюсь греха». Тогда они сказали: «Ты поставлен от Бога на казнь злым, добрым на милость. Подобает тебе казнить разбойников, но с испытанием». Князь решился и вернул смертную казнь для разбойников.

 

21 3
Православная социальная сеть «Елицы»