СССР: перезагрузка расчеловечиванием

16.04.2015

СССР: перезагрузка расчеловечиванием

Дмитрий КУБАРЕВ

Разгорелся у меня спор с ярым сторонником советской идеологии, причем в ее строго материалистическом, то есть антихристианском виде. Товарищ сослался на Моральный кодекс строителя коммунизма как на доказательство существования внерелигиозной нравственности самого высокого уровня. Дескать, и без «вашего Боженьки» могём. Могли же!

С этим «могли», однако, большие вопросы. Ошибка всех советских патриотов в их чрезмерной апологетике советского прошлого. Ностальгия и добрые чувства к той величественной эпохе мешают замечать очевидные провалы и недостатки. Например, тот факт, что советское общество в нравственном отношении деградировало на протяжении всей своей истории.

Как ты не гордись Днепрогэсом и Гагариным, но по части нравственности и морали мы катились по наклонной, пока не вкатились на всех парах в совершенно чудовищные 90-е. Невозможно в здравом уме отрицать того, что и СССР, и Запад, начав свои безбожные социальные эксперименты, показали по итогу негативный результат в области чистоты и крепости нравов.

Неубедительность причин

Причина нравственного провала коммунистического и либерального проектов — неубедительность обоих. Никаким серьезным авторитетом, чтобы мотивировать поведение народных масс и отдельно взятого человека, они не обладают. Такова человеческая психология, сам характер нашей личности, способной в должной мере подчиняться только Богу, но никак не социальному порядку.

«Человек духовной стороной природы своей возвышается над обществом как процессом органическим. Непоколебимый авторитет для руководства личности дает только Высочайшая Личность Божества, источник тех духовных стремлений, которые для человека дороже всего на свете. Лишь божественное руководство человек способен признать как всегда правое, всегда целесообразное для себя, только Богу он способен верить настолько, чтобы подчиниться даже тогда, когда не понимает, почему именно нужно в данном случае подчиниться» (здесь и далее — Лев Тихомиров).

Общество со всеми его внешними установлениями и правилами — совершенно не авторитет для личности. Если общественная мораль опирается исключительно на светские механизмы, на секулярные представления о нравственности, о добре и зле, в таком случае это уже не мораль, а пустая формальность. Такая мораль меняется сколь угодно часто в зависимости от степени деградации нравов.

Путь падения

А деградация неизбежна, ибо духовная инерция прежних религиозных эпох утихает, а светские инструменты не способны обеспечить чистоту нравов. В атеистическом обществе мораль по факту перестает выполнять свою защитную функцию — как только ее нормы начинают мешать, их меняют. Вывод напрашивается сам собой: власть материализма и атеизма — это всегда путь нравственного падения.

«Вне религии у человека нет притока нравственной силы, нет и источника сознательной и добровольной дисциплины. Без религии общество имеет в своем распоряжении только слепую привычку да чисто принудительную дрессировку. Но оба эти средства, хотя и полезные, способны только некоторое время поддерживать, а не порождать нравственную дисциплину, с ними личность может лишь мириться, а не находить в них нравственное удовлетворение».

Если в массовом сознании отсутствует идея Бога, если она слаба и непопулярна — грош цена вашей моральной системе. Ее ближайшая судьба — разложение и деградация. Слишком слаб человек, чтобы основываясь лишь на своих внутренних духовных силах, успешно противостоять миру соблазнов и искушений. Такова наша испорченная природа (то, что в христианстве называется последствием первородного греха).

Опасность банкроства

Реальный исторический опыт европейской (и русской) цивилизации явственно нам свидетельствует: безбожники не имеют инструментов для воздействия на дух человеческий, для его доброго воспитания. Только идея Бога способна остановить расчеловечивание. Только искренняя живая вера способна обуздывать наши страсти и пороки, приводя народы к состоянию относительного нравственного благополучия и отодвигая от края бездны.

«Общество, воспитанное религией и затем ее утратившее, может несколько времени прожить накопленными привычками, но без нового притока живой силы наследство прошлого раньше или позже иссякает, и тогда наступает опасность банкротства, уже столь близко рисующегося пред современным миром».

6 0
Православная социальная сеть «Елицы»