Свобода — величайший дар

18.11.2014

Александр ДворкинИзвестный сектовед, руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, Александр Дворкин — рассказал ПРОТОИНФО о своем приходе к вере, сектах и подлинной свободе.

— Александр Леонидович, наш первый вопрос о вере. Как Вы пришли к Православию, и что оно для Вас означает?

— Я описал эту историю в книге «Моя Америка». Так вышло, что для того чтобы стать православным, мне потребовалось уехать в Америку. До этого в Советском Союзе я был хиппи, протестовал, и, в конце концов, был вынужден покинуть Советский Союз. Но я был совсем нерелигиозным человеком. Однажды мы с другом гуляли по Нью-Йорку, и он сказал мне «Знаешь, сегодня Пасха. Давай зайдем в церковь». Мы зашли с ним в храм Христа Спасителя на 71 улице. Тогда я почувствовал то, что почувствовали послы князя Владимира в Святой Софии в Константинополе. Я не мог понять, где я нахожусь — на небе или на земле. Кроме общего настроения невероятной радости и ощущения божественного присутствия, я ничего не запомнил от этой службы, даже священника, который служил. Потом я понял, что это был отец Иоанн Мейендорф, ставший впоследствии моим духовником.

После службы я в три часа ночи позвонил своему другу и сказал «Толик, я должен креститься». Но крещение произошло не сразу. Через год я вновь пришел в храм, около семи-восьми месяцев я готовился к принятию крещения, которое состоялось 19 января 1980 года, в праздник Крещения Господня. Православие для меня означает свободу. Господь не насилует нашу волю и дает нам свободу выбора.

— Вы сразу пришли к Православию, а многие наши современники проходят сложный путь искания через разные учения и секты. Почему так происходит? Если ли Божий промысел в том, что люди попадают в секты?

— Промысла тут нет. Скорее можно говорить о попущении Божием. Бог создал нас свободными, и Он не насилует нашу волю. Можно, конечно, попробовать пить из разных грязных луж, прежде чем припадешь к чистому источнику, но весьма велика вероятность того, что до этого источника просто не доживешь. Поэтому лучше все же не пытаться экспериментировать.

Православные очень любят сами себя обвинять, что сами виноваты, дескать, кто-то оказался активнее, и по нашей вине человек ушел в секту. Также и многие сектанты говорят, что они приходили в православную церковь, но им нахамила какая-то злая старуха и они ушли и оказались в секте. Подозреваю, что большая часть подобных рассказов – мягко говоря, преувеличение. Хотя бы потому, что у нас уже давно нет стольких старух. К тому же, если человек на самом деле хочет услышать ответ на свои жизненно важные вопросы, то никакой конфликт не может помешать ему. Что, конечно, никак не означает, что в храмах не должно быть приветливого отношения к вновь пришедшим.

— Почему Вы начали бороться с сектантами?

— Я не борюсь сектантами. Я борюсь с сектами и борюсь за сектантов. Сектанты не прилетели к нам из космоса, это наши граждане. Их обманом вовлекли в бесчеловечные организации, и они нуждаются в помощи. Мы надеемся на их обращение в Православие. Секта лишает человека свободы. Если человек пришел, например, в инославную конфессию, то у него все равно есть выбор и мы можем с ним дискутировать и апеллировать к его разуму и логике. У сектанта, чье сознание контролируется сектой, этой возможности нет.

Сама моя противосектантская деятельность была церковным послушанием. Когда я приехал из Америки, то один известный московский священник предложил мне заняться сектами. Я тогда отказался, сказал, что это совсем не мое. Он уважал мой выбор, мою свободу и не стал заставлять. Однако через некоторое время, когда я увидел, какое горе секты приносят в семьи, я все же стал заниматься сектами.

— В чем заключается опасность секты? Как в нее приходят?

— В секту нельзя прийти, в нее приводят. Приводят обманом, ложной информацией, обещанием всего и сразу. Секты, в отличие от Православия, не требуют глубокой работы над собой, они обещают все и сразу, чем и привлекают многих. Другое дело, что они обманывают. Но людям трудно принять, что они сталкиваются со столь циничной ложью, особенно когда так хочется верить, что все их проблемы могут быть легко и безболезнно разрешены…

— Что Вы пожелаете нашим читателям?

— Храните дарованную Богом свободу. Это величайший дар.

 

Беседовал Александр ЕРМОЛИН

11 1
Православная социальная сеть «Елицы»