Торжество Православия

17.03.2019

Игумен Силуан (ТУМАНОВ)

 

Торжество Православия — это праздник Церкви. Но важно понимать, что именно мы празднуем.

Многим важно, чтобы Церковь громко заявляла о себе в мире. Грандиозные соборы, золото куполов, мощное пение, влияние и власть. «Не дать перерезать себе горло»…

Я не хотел бы, чтобы мне «резали горло», поэтому вынужден признать, что совсем не против соборов и влияния Церкви на жизни общества. Я вырос в Русской Церкви с её традициями и обломками имперского величия. И в память об этом надену лучшие ризы и позабочусь, чтобы богослужение было совершено торжественно.

В конце-концов, соль ценят именно за то, что она определенным образом влияет на пресную среду, хотя это и неприятно признать соде или сахару.

Но для христианина важно, чтобы и соборы, и влияние были следствием благодатного изменения человека, жажде посвятить свою жизнь, свои умения, свое время чему-то более важному, чем «застолбить территорию и отстоять свои интересы».

«Почему вы так говорите?» — спросит нас человек неверующий. «Ведь со стороны действия Церкви выглядят совсем по-другому!»

Важность благодатного изменения видна из того, что Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста уже более тысячи лет соединено не с победой над тем или иным народом, не со строительством грандиозного храма, не с обращением в истинную веру очередного короля или целой страны, не с казнью очередных еретиков, а с памятью восстановления иконопочитания.

Говоря о важности для нашего спасения образа, иконы, нарисованной человеком, Церковь напоминает о важности самому человеку стать образом Божиим. Чтобы православие торжествовало в нас, как семя расцветшего в душе Евангелия. Тогда оправданы и соборы, и грандиозность, и масштаб. Потому что тогда всё это не умаляет значение главного собора — храма своего сердца.

Торжество православия — это, в первую очередь, победа над язычеством. Но вот что интересно.

Общеизвестно, что христианская иконография не возникла из небытия, а плавно выросла из языческого культового искусства.

Для атеистов это повод еще раз пнуть Церковь, а для людей верующих в признании этого факта нет ничего постыдного. Это знак того, что человечество наконец обрело воплощение своих древних религиозных чаяний, в разное время по-разному вдохновлявших людей на поиски Неба. Язычество не столько пропало, сколько обрело свой единственный смысл, как становятся ясными в солнечном свете прежде смутные очертания гор. Все те истинные интуиции, которые были в нём, помогли людям понять Слово проповеди Евангелия и принять его. А ложные, увы, сбивают нас с толку до сего дня.

Потому боги древности перестали быть объектом религиозного почитания. Они украшают собой музеи, а древние их храмы давно перестроены в христианские. Именно потому, что победило Евангелие.

И вот чтобы иконы, колокола, пение, храмы, достижения религиозной мысли и прочие «останки» христианства не стали лишь музейными экспонатами, подобно статуям «богов» и древним мифам, важно, чтобы Евангелие победило и в нас. Чтобы из «носителей традиции» мы становились образом Божиим. Это и есть главная тема сегодняшнего воскресенья, что легко увидеть в текстах богослужения дня.

Конечно, с внешней точки зрения в истории побеждали конкретные люди, христиане. Они — вчерашние язычники — не только по религиозным, но и по политическим соображениям заставили язычников сдать все свои позиции. Но сейчас, после того, как в ХХ веке мир стремительно потерял значительную часть наносной веры, стало видно, что были посеяны и взошли зерна веры глубокой и истинной. Потеряв поддежку королей, христианство не умерло, хотя и стало заметно стройнее.

Это обычный парадокс истории: одни персонажи заботились о временном, а другие, святые, сеяли вечное. И вечное Евангелие процвело. И пережило светское величие многих государств, в том числе и Византии.

Об этом парадоксе торжества и пишет апостол Павел, как будто предвидя всю нашу запутанную и трагичную церковную историю. Он пишет, что мы участвуем в торжестве Христа не как завоеватели, наслаждающиеся унижением побежденных, а как пленники (!) Евангелия, свидетельствующие через это всему миру о благоухании Христовой веры.

Именно в конечной победе Евангелия самое удивительное. Потому что мы видим, что в истории постоянно побеждает торжествующее хамство, грубая сила, наглость и невежество. А люди с совестью, люди святые очень часто терпят поражение, как говорится в сегодняшнем апостольском чтении дня (Евр.11, 24). И нет эпохи, в которой в полной мере сиял бы образ Божий в людях.

Но Кормчий нашего корабля Христос, (хоть это не всегда очевидно и самим христианам, не то что внешним). Поэтому после очередного внешнего и внутреннего «катка» из-под развалин вновь проступает росток Слова Божиего, и снова торжествует Православие.

 

3 0
Православная социальная сеть «Елицы»