Трудности воцерковления или Пасхальная радость круглый год

01.05.2018

Священник Илья НИКИТИН

Хочется начать свое размышление с одного православного анекдота, связанного с темой воцерковления и Пасхи. Тех, кому претит сочетание слов «православный» и «анекдот», позвольте сразу предупредить, что последнее употребляется здесь не только ради смеха, но и ради жизненной пользы. Ведь не зря А.С. Пушкин оставил нам свое бессмертное: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Что же, теперь можно вернуться к анекдоту.

         Разговор в автобусе. «А ты в храм часто ходишь?» «Да, конечно. Только вот, как не зайду, все «Христос Воскресе» поют…».

         Итак, описанная выше ситуация, наверняка, имеет право на жизнь. Иначе бы, и анекдота не было. Значит, это не гипертрофированная реальность, а то, что происходит вокруг нас и с нами. Так, в далеком 1836 году, когда в театрах прошла премьера комедии «Ревизор», многие смеялись и благодарили Н.В. Гоголя за прекрасное юмористическое произведение, которое он подарил миру. А сам автор в это время грустил, что они ничего не поняли из того, о чем он хотел сказать.

         Исходя из анекдота, можно предположить, что степень воцерковленности среди православных христиан бывает разной. На вопрос, почему, собственно, критерием воцерковленности в данном случае считается посещение храма, можно ответить цитатой священномученика Киприана Карфангенского (III в.): «Кому Церковь не Мать, тому Бог – не Отец».

41595

        Разворачивая логическую цепочку дальше, следует остановиться на понятии «Церковь». Здесь, чтобы оставить в стороне понимание Церкви как здания, мы обратимся к Катехизису святителя Филарета, митрополита Московского. По его определению, Церковь «есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами».

     Сложность понимания 

    Какие же трудности могут подстерегать человека на пути к жизни в Церкви? Среди самых очевидных можно выделить две – сложность понимания сущности веры и запреты (которые, сами по себе, трудностью не являются, но на первоначальном этапе  воцерковления способны стать преградой). Можно, конечно, не вникать во все тонкости церковной жизни, живя поверхностно, образно говоря, стоять на первой ступеньке храма, куда мы поставлены священником при крещении. Тогда, да, при каждом посещении храма нам будет слышаться пение «Христос Воскресе!».

Но на что это будет похоже? Мы станем подобны путешественникам, ищущим сокровище, готовым все отдать за него, нашедшим место, где оно находится и не вошедшим туда. Что же нас останавливает? Сложности, лишения и запреты? Многие люди, жившие раньше без веры в Бога, либо, будучи приверженцами иных религий, говорили, что только в Православии нашли покой своему сердцу и уму в бесконечных поисках истины, нашли ответы на все болезненные вопросы. Причем не одно только крещение дало им все это. Одни, как будущий митрополит Антоний (Блум), читали Евангелие, другие изучали догматику, третьи разбирались в церковной истории. Все эти средства, кому какие нравятся, являются сильным подспорьем в деле повышения своего «религиозного IQ».

Но вернемся к трудностям воцерковления. На протяжении 70 из последних 100 лет сознание наших соотечественников находилось под  чутким взором антирелигиозной пропаганды. Одно время православную веру называли мракобесием, затем очень активно сталкивали с религией науку, а напоследок, вообще стали считать, что религиозное чувство в человеке – это что-то наподобие полустанка, мелькнувшего на пути поезда с названием «Прогресс». Но в 1988 году, в 1000-летний юбилей Крещения Руси, многое изменилось. Люди потянулись в храмы, большое количество молодых и перспективных юношей и девушек пересмотрели свою жизнь и приняли монашеские обеты, паломничество по вновь открытым древним обителям приобрело колоссальный размах. И вот, с тех пор минуло 30 лет.

          30 лет спустя

         В наши дни самыми актуальными вопросами для человека, если он не живет по принципу: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем» (см. 1 Кор.15:32-33) представляются таковые –  «зачем?» и «как?». То же самое касается и жизни в Церкви. И если насчет первого вопроса мы уже порассуждали, то насчет второго это нам еще предстоит.

         Большим плюсом современности считается доступность информации. Это же является и большим минусом. Интернет, TV, печать – все вместе они представляются как один большой склад, где можно найти все, что угодно. Нужно только понимать, что мы хотим найти.

Как сказано в Священном Писании: «С преподобным преподобен будешь, и с мужем неповинным неповинен будешь, и с избранным избран будешь, и с строптивым развратишься» (Пс.17:25-26). А уж если святитель Игнатий (Брянчанинов) однажды сказал, что «беседа и общество ближних очень действует на человека», то в этом складе можно много полезного.

Если Вы собираетесь изучать Священное Писание, главное, — никогда не делать этого в одиночку. Для более полного понимания можно обратиться за помощью к толкованиям святых отцов и учителей церкви (святителя Иоанна Златоуста, блаженного Феофилакта Болгарского, святителя Феофана Затворника), к лекциям авторитетных библеистов в интернете, к священнику в ближайшем храме.

         Что же дает нам изучение Священного Писания Ветхого и Нового Заветов? Оно дает ключи к разумению того, зачем нужны богослужения, таинства, молитвы, заповеди, посты.

       Как быть с запретами?

         Здесь стоит обратиться ко второй трудности воцерковления для большинства людей – запретам. В начале было сказано, что, как таковые, они трудностями в христианской жизни не являются. И вот почему. Для того, чтобы сразу немного сгладить углы, подберем к запретам в качестве синонима другое понятие – правила. А теперь призадумаемся, ведь в нашей жизни много правил, очень много. И существуют они не для того, чтобы усложнять нашу жизнь и унижать наше достоинство. Например, родители запрещают детям играть с огнем. Разве это просто их личная прихоть? Или что-то большее, соединенное с любовью? Или возьмем правила дорожного движения. Может быть, те, кто их выдумал, так сильно не уважают пешеходов, что не разрешают им переходить дорогу в любом удобном месте? Это было бы абсурдно, правда? Действительно, мы все знаем, что соблюдение правил ПДД помогает сохранить физическое здоровье. А еще можем обратить внимание на трансформаторную будку. Что еще за угроза там пишется – «Не влезай, убьет!». Ах да, ведь эта короткая фраза способствует сбережению человеческой жизни.

         Так же и в духовной жизни. Все церковные правила, установления заповеди – они как верстовые столбы, указатели, маяки на нашем пути. Люди часто задаются вопросом к самим себе: «Почему раньше я был (была) лучше, чем сейчас? Откуда во мне столько злобы, обиды и уныния? Куда подевалась любовь, уважение и терпение?». Ответ так прост для всех и сложен для каждого: если что-то внутри нас изменилось к худшему, значит, где-то мы свернули не туда. Необходимо вернуться назад и отыскать правильный указатель. И тогда мы снова сможем почувствовать радость от общения с родными, нас не будут раздражать недостатки других людей, мы обретем новую цель в жизни, а Пасхальная радость будет исполнять наше сердце в любое время дня и ночи, вне зависимости, поют ли в эту пору в храмах «Христос Воскресе!» или нет. Кто нам в этом всем поможет? Наша любящая Мать – Церковь. Важно только помнить слова Спасителя «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32).

6 3
Православная социальная сеть «Елицы»