Церковь и   экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)

24.11.2017

ЭКО-в-Чехии-5

Сергей КУЗНЕЦОВ

Церковь имеет свое мнение по основным социальным и общественным вопросам современной жизни. Имеет ее и не стесняется высказывать. И это является задачей Церкви: «горе мне, если не благовествую!» (1Кор.9:16) – писал апостол Павел. Одной из таких актуальных и злободневных проблем является экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Рассмотрим, как Церковь относится к данной проблеме.

Бесплодие в Священном Писании

В Ветхом Завете бесплодие не раз упоминается как наказание и позор для человека[1]. Бесплодными были Сарра, Ревекка, Рахиль, жена Маноя, Анна, мать Самуила.

В Новом Завете бесплодием страдали Захария и Елисавета. Также это слово встречается в послании к Галатам  (Гал. 4, 27), в сказании о двух заветах и в послании  к  евреям (Евр. 11,11) о том, что по вере Сарра исцелилась от бесплодия.

Негативное отношение общества к бесплодным женщинам присутствовало также и во времена Нового Завета. Косвенно это могут подтверждать слова Иисуса Христа, с которыми Он обратился к плакавшим о Нем женщинам во время Его следования на распятие: «Приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы не родившие, и сосцы не питавшие!» (Лк. 23:29).  К сожалению, современное общество создало другую идеологию – так называемое «чайлдфри», то есть осмысленный отказ от рождения детей, жизнь в свое удовольствие.

Вместе с тем,  в обществе есть и другая тенденция – все увеличивающееся число бесплодных пар. Причин бесплодия множество, в том числе и нецеломудренный образ жизни человека. Но  об  этом в следующий раз.

Одной из технологий помощи таким парам является ЭКО. Но с ней не все так просто.

Ответ Церкви

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви был принят документ «Основы социальной концепции РПЦ». Там большое внимание уделено вопросам биоэтики. Среди основных вопросов «Социальная концепция» затрагивает и проблему экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения (ЭКО). В документе сказано: «нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов»[2].

Почему Церковь высказала такое мнение? Или, быть может, Церковь не хочет помочь бедным парам —  спросит какой-нибудь возмущенный антиклерикал. Но тут есть важное НО.

Церковь не против помощи бездетным парам, в том числе с помощью искусственного оплодотворения.  К нравственно допустимым методам преодоления бесплодия отнесено «искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений»[3].

Но против чего же тогда против Церковь?

Она против:

1.Использования донорской спермы, яйцеклетки или суррогатной матери: «Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребёнка, помимо „социальных“, ещё и так называемых биологических родителей»[4].

2.Церковь против тех вариантов искусственного оплодотворения, при которых могут быть получены заведомо большее количество эмбрионов, чем это необходимо. «Нравственно недопустимыми … являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных“ эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью»[5].

Не надо себя обманывать — эмбрионы которые были заморожены и оказались «лишними» на их совести и Господь Бог об этом помнит! Счастье рождённых детей не должно строиться на гибели не рождённых. Хотел бы призвать всех христиан к ответственному отношению в выборе методик современной науки, ведь на кону жизнь маленьких Образов Божих.

Все кто осознаёт, что такое ЭКО должен разъяснить позицию Церкви ближним и с любовью отговорить их от этой затеи. Главное, что категорично должно звучать из уст Церкви в отношении бесплодия-это призыв к покаянию, праведной жизни — соблюдении заповедей Божиих (при ЭКО нарушается заповедь «не убий», а это осознанно наводит гнев Божий на законопреступников) и непрестанной молитве о милосердии к ним.

  1. Церковь против рождения ребенка вне семьи, «для себя». «Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности»[6].
  2. Против «суррогатного материнства».

Это явление, к сожалению, становится все более популярным в нашем обществе. „Суррогатное материнство“, то есть вынашивание оплодотворённой яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребёнка „заказчикам “, противоестественно и морально недопустимо» — говорится в «Социальной концепции».

Церковью был принят специальный документ о крещении детей, родившихся от таких матерей: «что же касается практики так называемого “суррогатного материнства”, то она однозначно осуждается Церковью»[7].

Отсюда простой вывод: Церковь не против помощи бездетным парам, но есть ряд очень серьезных ограничений. Все, что искажает традиционные отношения мужа и жены в браке —  все это не может быть использовано как вспомогательное средство.

Есть и допустимые аспекты ЭКО. Мы против метода на данном историческом этапе — он не соответствует ни моральным не этическим требованиям. Есть и положительные моменты его использования – с помощью этого метода больные СПИДом могут родить здоровых детей. Больных ВИЧ Бог тоже любит и может посылает им через ЭКО своё милосердное человеколюбие.

Подумайте о детях

С этим призывом хотелось бы обратиться к родителям, которые пытаются использовать новейшие технологии искусственного оплодотворения.  Представьте себе, как будет тяжело жить ребенку, когда он узнает (а все тайное, так или иначе, станет явным!), что его родители – это не его родители. Прекрасная цитата одного греческого православного мыслителя: «представьте себе случай с ребенком, в которого один мужчина является донором сперматозоида, другая женщина – донор яйцеклетки, и совершенно другие родители, которые это, в конце концов, примут и другая «мать», которая будет его вынашивать в утробе девять месяцев. <…>Генетика развилась настолько, что все ей возможно, но не все полезно для человека, как говорит апостол Павел (1 Кор. 6, 12)»[8].

И в заключение  сделаю одно предложение тем парам, которые долго безуспешно пытаются завести ребенка. Посмотрите вокруг – очень много бедных и брошенных детей. В наше мирное время все еще есть сироты. Быть может, стоит вместо безуспешных попыток завести «ребенка в пробирке» усыновить брошенную малышку? А если не решаетесь на это (не все могут воспитывать «чужого» ребенка), то  хотя бы потратить деньги не на постоянные попытки искусственного оплодотворения, а на помощь уже живущим детям?

И последнее. ЭКО — это пока зло, но одно из удивительных свойств Промысла Божия -способствовать чтобы всё было к нашему спасению! За это Ему слава во веки веков!

 

 

[1] (Быт.20, 17-18, 1 Цар.1, 6-7), (Ис. 4,1, Быт.30, 22-23), (Исх. 23-26, Втор.7, 14) и многие другие.

[2] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/xii/

[3] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/xii

[4] Там же.

[5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/xii

[6] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/xii

[7] «О крещении младенцев, родившихся при помощи “суррогатной матери”». Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года (журнал Священного Синода № 158). http://www.patriarchia.ru/db/text/3481024.html

[8]  «Богословие и биоэтика». Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул. [Элекронный ресурс] // Православие.RU. — Режим доступа: URL: http://www.pravoslavie.ru/60.html (Дата обращения 15.04.17)

4 0
Православная социальная сеть «Елицы»