Церковь свадебных генералов

22.11.2014

иерей Святослав ШевченкоСвященник Святослав ШЕВЧЕНКО:

Прочитал статью Андрея Десницкого «Общинный настрой» в сетевой газете.ру. Автор продолжает тему, начатую еще приснопамятным отцом Павлом Адельгеймом, которого либеральная пресса окрестила «совестью Церкви». Хотя на самом деле тема общинной жизни уже давно и плотно вошла в дискурс Церкви. Об этом говорят все — от Патриарха до мирян.

Устав виноватый

Да, действительно, есть такая проблема — слабая общинная активность. Но подобная ситуация формировалась десятилетиями — в течение 70-летней советской эпохи, о которой вспоминает Десницкий. И верить в то, что положение вещей изменится одним махом — утопия.

Но знаете, что удивляет? Публицист пытается обвинить в отсутствии общинности на современных православных приходах — новый Устав приходов Русской Православной Церкви, принятый в 2009 году. Об этом же сокрушался и протоиерей Адельгейм, что якобы этим Уставом у православных забрали последнюю надежду на настоящую общинную жизнь.

Но, ребята, давайте разберемся с тем, что такое есть Устав. С этим документом на деле сталкивались только те священники и миряне, которым приходилось регистрировать новый приход. Устав от 2009 года нужен в машинописном виде в трех подшитых экземплярах — единожды. Один экземпляр хранится в коробочке с другими документами на приходе. Вот и все.

Плохой танцор

Не поняли? Весь этот текст регулирует юридические отношения Церкви, как земной организации, и органов государственной власти. Он сухим канцелярским языком разъясняет права и обязанности прихода. То есть проще говоря, в реальном быту этот документ никак не влияет на приходскую жизнь. О нем вспоминают только тогда, когда наступает юридический случай, из перечисленных в перечне.

Другими словами, Устав прихода — это все равно что инструкция «Как вести себя при пожаре». Согласитесь чудно будет обвинять инструкцию в том, что ее положения мешают обеспечению противопожарной безопасности. Так к чему я клоню?

Проблема слабой общинной активности (или полного отсутствия таковой) заключается лишь с старой народной мудрости: «каков поп — таков и приход». То есть от настоятеля прихода (а не от архиерея) целиком и полностью зависит — будет на приходе настоящая община или нет. Вспоминается еще одна мудрость, которая гласит что «плохому танцору» всегда что-то мешает. В данном случае Устав.

Политологическое караоке

Ну, давайте себе признаемся, что главная цель подобной публицистики заключается в том, что кое-кому очень мечтается ослабить власть архиереев. Хочется быть посвободнее от епископов. Не буду повторять избитые истины о канонической роли епископа в Церкви, и о том, что антиминсы на престолах и миро в крестильных ящиках — это все вверительные грамоты, данные епископом определенному приходу. Без этих архиерейских благословений приход — очередная религиозная раскольническая секта, утратившая каноническую связь и апостольскую преемственность.

Думаю, если кто-то не согласен, то он должен предъвлять претензии прежде всего участникам Вселенских и других Соборов, которые дали в Церкви такую власть епископам. Вероятно, что они решили пойти по пути меньших зол — лучше пусть в церковном управлении ошибаются сотни, чем десятки тысяч. Это отсыл к цифрам статистики, которая свидетельствует, что рядовых клириков заносит в раскол гораздо чаще, чем епископов.

Поэтому, на мой субъективный взгляд, нецелесообразно подпевать в караоке политологам-антиклерикалам подобным Станиславу Белковскому, который спит и видит Русскую Православную Церковь в виде конфедерации независимых приходов, рядом с которыми, словно спутники у планет, будут курсировать православные архиереи, которым в этой системе отведена роль свадебных генералов.

39 25
Православная социальная сеть «Елицы»