Церковь в зазеркалье: смертельные суеверия

06.10.2015

Церковь в зазеркалье: смертельные суеверия

священник Александр ЕРМОЛИН

Давайте поговорим о смерти. Страшно? Не надо бояться – ведь мы, православные христиане, верим, что смерть – это переход в жизнь вечную, возвращение в дом любящего Отца. Именно так исповедует Православная Церковь и смерть для верующего человека – это начало, а не конец. Это скорбное, но величественное событие. Смерть – это, можно сказать, таинство.

Но все это справедливо только для верующего человека. Для атеиста, жизнь которого заканчивается со смертью мозга, все куда печальнее. Для него смерть – это труп, разложение, завершение всего радостного и светлого.

Хотя, на мой взгляд, куда хуже позиция многих наших сограждан, которые, вроде, и православные, но не понимают сути нашей веры, нашей жизни и нашей смерти. Такие люди подменяют веру суевериями и сочиняют огромное количество «погребальных традиций».

Собственно говоря, в Православии есть одна погребальная традиция — молиться. Молиться, молиться и еще раз молиться за душу усопшего. В храме, дома, просто своими словами. Все остальное – детали. Застольные поминки, красивые слова – вряд ли приносят пользу душе (как усопшего, так и поминающих). Но очень многое из этого стало частью мировоззрения наших современников.

Расчехлите зеркала

Самое распространенное суеверие, связанное со смертью – это завешенные зеркала. Последнее время у меня складывается ощущение, что это суеверие прочно вошло в генофонд русского человека. Завешивают зеркала все – и верующие, и неверующие. При этом отвечают на вопрос практически одинаково — «так положено». Кем положено и зачем — непонятно…

Более подкованные в плане эзотерики в ответ на мой недоуменный вопрос «зачем» — начинают рассуждать о том, что душа испугается своего изображения или, что еще хуже, попадет внутрь зеркала, в страшный и таинственный мир зазеркалья и будет там жить, наводя на всех панический ужас.

Когда приходится отпевать вне храма — сразу же прошу убрать завесы со всех зеркал и окон. Обычно это вызывает удивление, но все же соглашаются. Правда, не факт, что после моего ухода они не завешивают зеркала обратно.

Бабушкины правила

На мой взгляд, начало этих традиций было положено в советское время, когда в связи с дефицитом священства, процветала деятельность бабушек всякого рода. Многие из них создали свое «народное православие», суть которого не во Христе распятом и воскресшем, а в правильном соблюдении ими же придуманных правил «благочестия». Думаю, именно отсюда произошла традиция завешивать зеркала.

После развала Советского союза, когда в Россию хлынул поток оккультистов всех мастей, традиция обросла новыми «доводами». Параллельные миры, зазеркалья, астралы и прочее магическое сумасшествие. И сейчас мы пожинаем плоды этого странного синтеза атеизма и оккультизма. Плоды его – это мещанское мышление людей, зацикленных на «параллельных мирах» и прочей астрологической тематике.

Лови memento mori

В сознании многих современных людей удивительным образом переплетается оккультизм, атеизм, доля суеверия, вера в то, что «на небе что-то есть» и многое другое. За всем этим кроется одно – жажда веры. Быть может — подсознательная и неосознанная, но жажда. Человек придумывает себе какие-то странные магические правила, живет в причудливом мире зазеркалья. И вот тут перед Церковью стоит важная задача – показать выход из зазеркального мира суеверий в духовную реальность.

Для многих людей отпевание близких или знакомых – это тот редкий момент общения с Церковью, время, когда человек задумывается о вечном. И этот момент нужно ловить. Ненавязчиво объяснять людям — чему учит Церковь, как она понимает проблему жизни и смерти. Говорить, говорить и еще раз говорить. Несмотря даже на то, что большинство тебя не услышит. Но будут те единицы, которые воспримут слова священника или мирянина, и быть может осмысленно придут в Церковь.

62 1
Православная социальная сеть «Елицы»