Умыть руки: зачем мне молитвенные правила?

20.01.2017

Умыть руки: зачем мне молитвенные правила?

священник Святослав ШЕВЧЕНКО

Молитвенные правила сегодня стали для современников серьёзным испытанием на пути веры. Есть суждение, что это обременительный обряд, который отбивает охоту молиться. А может и вправду? Давайте разберёмся: для чего нам нужен обряд?

Для примера возьмём одно из самых важных церкви таинств — Причастие. Духовенство перед совершением Евхаристии облачается во все священнические одежды. И вот я, как священник — мою руки перед началом первого этапа — Проскомидии. Да не просто мою, а читаю специальную молитву на умовение, которая является важной частью 25-го псалма. В нём пророк Давид открывает нам глубинную суть (с историческим экскурсом) — настроиться на предстояние перед Богом, предстать перед Ним не только с чистыми руками, но и с чистой душой.

Это молитва и мытьё рук — обрядовая сторона предстоящего таинства. Есть у него практическая и духовная составляющая. Предостережение от прикосновения к просфорам грязными руками — это не только профилактика антисанитарии, но и выработка благоговения к совершаемым действиям. Другими словами, обряд — он дисциплинирует христианина.

Так что же такое наши молитвенные правила в этом контексте? Это наше ежедневное богослужение, попытка того самого предстояния перед Богом, обряженная в набор определённых молитв. Да, в идеале нам бы общаться со своим Господом и Спасителем собственными словами, которые должны горячим гейзером бить из самого сердца. Но всегда ли у нас такое горение? Увы.

А вы проведите эксперимент. Встаньте перед образами и попробуйте поговорить с Создателем без молитвослова, своими словами. Надолго вас хватит? А если учесть, что хочется спать, а завтра рано вставать? Признаюсь откровенно, меня ненадолго хватает, всего на несколько минут. Причём, это время будет постоянно сокращаться, потому что я, за короткое время, выговорил всё, что у меня было за душой.

А вы не задавались вопросом: почему у святых получались такие продолжительные молитвы? Ведь именно таковые помещены в наши молитвословы как лекала, схемы, инструкции… Почему у них получалось, а у нас нет?

В этой связи, мне вспоминается одно игровое задание, которым тамада испытывает жениха перед лицом невесты. Вы все его знаете. От жениха требуется назвать максимальное количество добрых эпитетов в адрес своей избранницы — и он перечисляет: красивая, умная, заботливая, хозяйственная… Затем настаёт черёд невесты.  И очевидно, чем больше человек любит, тем больше эпитетов он вспомнит.

Другими словами, тот, кто по-настоящему любит — всегда найдёт нужные слова, чтобы выразить свои чувства. Святые — это как раз те, кто полюбил Бога всем своим существом. Поэтому молитвословия текли у них из уст как из рога изобилия. И вот эти эталоны обращений к Господу и помещены в наши молитвословы. Это не просто пустые слова — в каждой молитве реальный опыт встречи подвижника с Богом.

Да, мы, к сожалению, на другой ступени отношений со своим Творцом, поэтому не всегда эти молитвы нас трогают. А когда они замылятся в суете будней, превратившись в набор звуков, тогда вообще — пиши-пропало. А тут ещё и посторонние мысли в сознание стучатся, только открой «форточку» — унесёт сквозняком мечтаний.

Кстати, сделал интересное наблюдение, когда проводил занятия с глухонемыми студентами. Обратил внимание, что у них лица какие-то одухотворённо-светлые по сравнению с их слышащими сверстниками. Поделился своим наблюдением с сурдопереводчиком — и она подтвердила мою догадку. У этих ребят даже словарный запас другой. Примечательно, что органы чувств святые отцы называют дверьми, через которые грех входит в душу. А у этих ребят как минимум одна «дверь» заблокирована. А это значит, в этот проём грех уже не просочится. Вот и нам нужно на молитве становиться глухонемыми… Не получается?

Стоит ли по этой причине отменять обряды и выкидывать молитвословы? Конечно, нет. Нужно просто ежедневно учиться находить для нашего Бога нужные слова. Хорошая новость? Поройся в своём словарном запасе — найди простые, но искренние слова благодарности. Кого-то обидел и чувствуешь, советь кусает? Вспомни, как это делал, когда в детстве, например, разбил любимую мамину вазу или сломал папин фотоаппарат. Найди слова и для Него.

Святые отцы утверждают, что молитва может быть даже без слов. Но для этого нужно для начала запустить молитвенный маятник своего сердца. Поэтому встаём перед образами, берём затёртый до дыр родной молитвослов и пытаемся докричаться до Спасителя.

185 1
Православная социальная сеть «Елицы»