Век цифрового одиночества: вся наша жизнь — инста

10.03.2016

Век цифрового одиночества: вся наша жизнь - инста

Денис МИХАЛЁВ

И снова хочется поговорить о жизни в социальной сети. Хотя, конечно, пишешь эти строки и понимаешь, насколько это выражение кажется нелепым и странным. Ведь разве уместно применять термин жизнь к чему-то неживому и виртуальному?

И если трезво подумать — ну, вот что заставляет миллионы взрослых людей по всей планете часами сидеть в Твиттере, Фэйсбуке или ВКонтакте, старательно подбирая новую партию полюбившихся постов с цитатами никогда не читанных тобою философов или писателей на стену своего аккаунта? Или же тратить время на создание или заливку новых фото с тем, что ты поел или купил в магазине одежды в социальную сеть Инстаграм? Да и кому какое дело до того, что ты там купил или съел?

Неужели кому-то это настолько интересно, что он готов будет изучать твою страницу и оценивать всю эту кучу, по сути дела, пустой медиа-информации вместо того, чтобы заняться чем-то, действительно, важным? Разве у других элементарно не хватает своих проблем? Но ведь парадокс-то в том и состоит, что для большинства это и интересно, и востребованно одновременно. И вот потому-то, (по сумме затраченного времени) все это, наверное, и можно назвать словом жизнь.

Но ведь на самом деле, во всем этом нет ничего удивительного. И корень вопроса сидит в нашем с вами одиночестве, порожденном болезнью нашей души. Ведь что, если не одиночество, заставляет тебя выворачивать наизнанку свою в подробностях жизнь? Да еще и так, чтобы ей свободно и поощряемо с твоей же стороны — давали суждение в виде комментариев и «лайков».

Вот тут-то и рождается пророчески предсказанный еще, кажется Достоевским, парадокс о том, что человечество в будущем сделает огромные шаги навстречу беспрецедентным средствам и способам коммуникации, чтобы напрочь утратить живую связь друг с другом. Воистину, все предрекаемое Федором Михайловичем свершилось как нельзя точно.

Но вот, справедливости ради, надо сказать, что содержательно сетевое одиночество здесь бывает двух типов. Они внутренне схожи, но различны по проявлениям. К первому, пожалуй, и относится все то, о чем говорилось выше — все эти терабайты фотографий о твоей еде, журналах, одежде и неизменных селфи на фоне всего, что только можно запечатлеть. Словно человек хочет этим передать и рассказать другим о каждом элементе своей жизни, сделав его достоянием всего интернет-сообщества.

Он будто дробит свою жизнь на множество инстаграмных кадров, чтобы затем склеить это все в принципиально новую мозаику-матрицу той изрядно припудренной, приглаженной и огламуренной картинки, которую он и пытается выдать за свое настоящее, такое заурядное и будничное существование. Ведь сетевые технологии дают прекрасный шанс создать иллюзию своей яркости и выдуманной самим тобой уникальности. Причем в эту игру по склейке иллюзорной инстаграмной фотоматрицы легко включаются твои друзья, близкие и знакомые.

Все идет в ход, лишь бы достичь желаемого эффекта создания яркой и привлекающей внимание картинки. Что тут сказать? Это происходит далеко не от хорошей и подлинно наполненной внутренней жизни. Жизнь-то, как правило, обычная, как у всех. И нет в ней ни подвигов, ни достижений, ни обычного удовлетворения происходящим. Иными словами, вся эта игра в обман от того, что мы недовольны собой, своей жизнью.

А мир требует большего, требует лучшего. Только лучшего не в плане каких-то свершений и качественного роста, а именно в плане внешней оболочки. Той самой оболочки, которая разрастается от нашего неуемного желания потреблять и получать удовольствие. И если раньше, двигателями этого иллюзорного мира были глянцевые журналы, ТВ-реклама и сериалы о красивой, но недостижимой жизни, то теперь творцом собственной иллюзии можешь стать ты сам. Остается только создать свой привлекательный лакированный образ, и выставить его на витрину соцсетей.

Второй тип одиночества — это одиночество подлинное, рожденное современным больным обществом, столь скупым на доброту и душевную теплоту, что способно выбросить на обочину жизни любого, кто ему кажется несоответствующим самосозданным стандартам. Для таких людей социальная сеть становится последним прибежищем и местом, где он может вылить свою боль и непонятость.

У одних это получается искренне, а кто-то превращает свою страницу в плацдарм нереализованной злобы социофоба. Тем более, что реальные люди далеко за экраном. А это придает твоим дерзким выпадам особое ощущение вседозволенности и бесстрашия. Такими внутренне больными людьми во многом и пополняется многочисленная армия, так называемых, сетевых троллей.

По сути дела, речь о внутрисетевой виртуальной жизни — это всегда разговор о душевной патологии, так или иначе, поразившей нас всех. Это лишь один из ликов глубоко больной жизни современного человека, отказавшегося от Бога, от раскрытия себя в Нем.

Вместо Бога мы выбираем виртуальный суррогат, складывая из цифровых аватаров карикатурную мозаику своей жизни. Все это вызвано неудовлетворенным желанием совершенства, заложенного в нас всех Творцом, но пущенного по ложному пути самообмана. Этот самообман и является причиной и следствием того, что загнало всех нас в социальные ямы одиночества вне Бога.

23 2
Православная социальная сеть «Елицы»