Виртуальный рай и «серая» реальность, или о духовном отношении к работе

06.08.2018

Елена КУЗОРО

Удаленная работа сейчас привлекает многих, и с каждым годом потребность в ней растет, как у соискателей, так и у работодателей. Ах, каким же заманчивым выглядит предложение бросить надоевшую скучную офисную работу «на дядю» и уйти в свободное плавание. Причем работа в офисе, на производстве или где-либо еще офлайн изначально преподносится как нечто тяжелое, серое, унылое.

Неслучайно практически все приглашения во фриланс (а я их видела немало) начинаются с яркой зарисовки: представьте, что вы можете работать из любой точки мира, вам не надо рано вставать, унылые серые будни – это больше не про вас, вы сможете заработать столько, что запросто позволите себе регулярно путешествовать или переехать жить в теплую страну. И непременный атрибут – картинка в тему, с обязательным морским берегом, пальмой, и растянувшимся на шезлонге счастливчиком с ноутбуком в руках, томно потягивающим коктейль из трубочки. Яркое солнце, блики воды, расслабленность и нега в каждом движении. Ну просто рай, да и только!

Но оставим в стороне этот рекламный «рай» и опустимся на грешную землю. А так ли уж все просто и красочно? Господь сказал: «В поте лица своего будешь добывать хлеб свой» (Быт. 3, 19). Что это: заповедь или просто констатация факта? Или Господь не знал о том, какие возможности в будущем предоставит Интернет? Но ведь Он вне времени, и слова Его также вечны, имеют непреходящее значение. Неужто вездесущий Господь ошибся? А может ошибаемся мы, принимая желаемое за действительное? Предлагаю разобраться.

Когда работа в тягость

Работа составляет большую часть нашей жизни, ведь с той минуты, как закрылись врата рая, человек должен трудиться, чтобы жить. Это материальная сторона его жизни на земле, и она очень важна, в особенности для семейных людей. Но есть и духовная, она никуда не делась. Потеряв через грехопадение в раю связь с Богом, человек на земле должен постараться ее обрести, иначе вход в Царствие Небесное для него будет закрыт уже навсегда. Но в современной реальности мы очень часто наблюдаем такую картину, когда работа настолько оторвана от духовной жизни, даже у христиан, что эти долгие часы, проведенные там, кажутся пустой тратой времени, бессмыслицей, иногда и прямо приносящей вред душе. И лишь боязнь остаться без средств к существованию, как кажется, вынуждает человека ей заниматься.

И получается странная ситуация, что христиане мы только в храме, в выходные дни и по праздникам. А в будни, на своем рабочем месте, где проводим большую часть времени, все наше христианство оказывается подавленным такими уже привычными фразами: «я человек подневольный, что скажут, то и вынужден делать», «какой тут грех, если сейчас все так делают», «сейчас иначе уже нельзя, не поймут», «если откажусь, меня же уволят, и как я буду тогда детей кормить?» и т.д. Но там, где начинаются компромиссы с совестью, даже в мелочах, неизбежна раздвоенность. Да еще и гонка и суета на работе настолько изматывают, что работа превращается в сплошную тяготу, человек порой уже не видит в ней никакого смысла, но из-за боязни остаться без средств к существованию уныло продолжает нести это тяжкое бремя.

Удивительно и другое: откуда у человека, считающего себя христианином, берется и на чем основывается эта боязнь остаться без средств? Разве не Господь сказал: «Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31-33) И Он же подчеркнул, что должно в первую очередь нас интересовать: «Ищите прежде Царствия Божия…» И выходит, что нет у нас доверия к Богу, и не на Него мы надеемся и уповаем, а на свои силы.

Работать в удовольствие?

Так что же получается: лучшие годы нашей жизни, которые мы вынуждены проводить на работе, только отдаляют нас от Бога и духовной жизни, они бездуховны? Тогда зачем это нужно? Не проще ли и в самом деле уйти во фриланс и наслаждаться обеспеченной жизнью, без стрессов и тревог, без компромиссов с совестью (хотя это спорный вопрос, о котором стоило бы поговорить подробнее), путешествовать, в том числе и по святым местам, чаще ходить в храм, посвящать свое время заботе о близких, быть рядом с ними, словом, жить не в тягость, а с удовольствием, делать только то, что действительно приносит удовлетворение, реализовывая Богом данные таланты, помогая людям и получая яркие впечатления от жизни.

На первый взгляд, все вроде бы красиво и гармонично, только вектор направлен совсем в иную сторону. Здесь на первом месте собственное удовлетворение, так называемый гедонизм, жизнь в удовольствие, хоть и кажется, что и духовная жизнь якобы не забыта. Человек же посещает храм, ездит по святым местам, может, даже и в таинствах принимает участие, помогает другим, но в центре всего этого – он сам, его чувства, желания, переживания, его удовлетворенность или не удовлетворенность жизнью. И речь не о том, что удаленная работа – это плохо и бездуховно, это всего лишь средство для материального обеспечения жизни и, в какой-то мере, творческая реализация своих способностей. Но уж никак не тот самый пресловутый виртуальный «рай», где море, солнце, пляж, расслабленность и комфорт, потому что это не имеет ничего общего с подлинной целью жизни христианина.

Что полезно для души

Сейчас, особенно в молодежной среде, довольно часто приходится слышать такую мысль: «А зачем напрягаться и страдать, если можно этого избежать? Зачем понуждать себя переносить какие-то тяготы и лишения, если нет в этом никакой нужды, ведь сейчас не война? Зачем самому лишать себя радостей жизни в лучшие годы, ведь жизнь так коротка? Какой в этом смысл? Неужто Бог хочет, чтобы я страдал? Бог есть любовь, и Ему будет гораздо приятнее, если я буду радоваться в жизни, а не страдать». Налицо явное непонимание целей духовной жизни и того, что полезно для души в духовном смысле.

Раньше подвижники специально искали трудностей и лишений, понимая, что это самая лучшая школа для духовной жизни. Мы же почему-то ищем только легких путей, комфортной и обеспеченной жизни, думая, что уж в сытости и довольстве ничто не будет отвлекать нас от молитвы и дел милосердия. Да и то правда, куда легче давать милостыню с барского плеча, когда у тебя этих денег немеряно, и чувствовать себя благодетелем. Только вот, увы, на практике все оказывается с точностью до наоборот. Умножение комфорта и благосостояния чаще всего именно ожесточает сердце, и в нем пышным цветом начинают расцветать гордость, тщеславие и прочие страсти. Конечно, бывают и исключения, но в наше время они настолько редки, что возводить их в правило не получится при всем желании, слишком оскудели мы духом.

В интервью с одним замечательным батюшкой увидела такие слова: «Польза для души может быть только тогда, когда ты жертвенно служишь ближнему и через него – Богу. Наше рабочее время может быть одухотворено, в первую очередь – жертвенностью». Впрочем, это ведь касается не только работы, а вообще всей нашей жизни, которая таким образом может быть одухотворена. Феофан Затворник в свое время писал: «Смотри около всякий день и час: на чем видишь печать заповеди, исполняй то неотложно в том убеждении, что такого, а не другого дела требует от тебя в этот час Сам Бог… И начнет покой приливать к вашему сердцу от уверенности, что всякую минуту вы работаете Господу». И тогда не будет этой мучительной тяготы, отравляющей наше существование, расстройства от того, что жизнь как будто проходит мимо, жизнь обретет полноту.

Полнота жизни в христианском понимании

Серый цвет будней, на самом деле, чаще всего от того, что человек как бы замкнут только на своем «я». Пропагандисты виртуального «рая» почему-то уверены, что полнота жизни заключается как раз-таки в реализации своих талантов, в ее яркости и насыщенности впечатлениями, которые можно получить в путешествиях, в разнообразной творческой деятельности, соответствующей нашим склонностям и интересам. И немаловажным атрибутом современной счастливой жизни считается свой бизнес в сети, позволяющий без особых усилий осуществить заветные мечты и желания на пути к так необходимой каждому человеку самореализации.

Однако многие давно уже поняли, что удовлетворения только своих желаний мало для ощущения так называемой полноты жизни, необходима миссия, придающая ей смысл. И вот что поражает: миссии отдельных инфобизнесменов, работающих в сети, или даже целых организаций, всегда носят эдакий глобальный характер, что-то типа «сделать лучше мир вокруг себя», «мы хотим видеть вас счастливыми» и т.п. А в христианском понимании достаточно, по заповеди Божией, помочь конкретному человеку, который в данную минуту нуждается в тебе – и это, по словам святителя Феофана Затворника, «есть и будет настоящее дело, больше которого от вас и не требуется», то есть дело, угодное Богу. Ведь главная задача жизни христианина – богоугождение, а не самоугождение.

Успешность

Но есть и еще одно явление в нашей современной жизни, на котором многие «спотыкаются», которое можно обозначить как успешность. Например, искреннее уважение вызывают трудолюбивые, инициативные и ответственные люди, которые развивают свои способности и таланты, становятся очень успешными и уважаемыми людьми. И люди жаждут успеха, к нему стремятся, такого рода успех считается показателем состоявшейся жизни даже в христианской среде. И вот это как раз вызывает полное недоумение. Как будто земной успех – это и есть предел наших устремлений.

Кстати, именно люди, ориентированные на земной успех, с трудом понимают, в чем святость тех, кого наша Православная Церковь называет юродивыми или блаженными. Потому что уважение окружающих и успешная реализация себя в жизни – это тот потолок, в который они упираются. Потому что центром их жизни является все же не Бог и угождение Ему, а собственное «я».

Вспомним блаженную Ксению Петербургскую. Когда умер ее супруг, зачем она одела старые вещи, раздала все свое имение и ушла жить, по сути, на улицу, сознательно выбрала жизнь, полную лишений, унижений и оскорблений? Разве не могла она употребить свое богатство, помогая нуждающимся, принимая странников, чем вызвала бы уважение и любовь окружающих? Могла, но почему-то не сделала этого. Потому что нашла нечто большее, ту самую драгоценную жемчужину из евангельской притчи, перед которой вся земная успешность и земное уважение людей меркнут и не имеют никакой цены. И жемчужина эта – Сам Господь Иисус Христос, угождение Которому и составляло цель жизни блаженной Ксении. Потому что только в Боге человек может обрести истинную полноту жизни и подлинный покой души, где уже нет места каким-либо страхам, волнениям и опасениям, так отравляющим нашу жизнь.

 

 

 

4 1
Православная социальная сеть «Елицы»