Внутрицерковная поляризация: три вопроса священноначалию

11.03.2016

Внутрицерковная поляризация: три вопроса священноначалию

Владимир ЛЫЧЕВ

Еще несколько слов о реакции некоторых православных на подготовку Всеправославного собора и встречу Патриарха и римского понтифика.

Достаточно уже сказано и написано о тех людях, которые развели панику, при отсутствии явных на то причин. Достойны сожаления случаи ухода людей из Церкви, под предлогом «тайной унии», «волчьего собора» и «ереси экуменизма» (в том виде, как её понимают наши ревнители).

Однако, есть еще ряд важных вопросов, которые в полный рост поднялись перед самой Православной Церковью. Эти вопросы касаются и епископата и клириков и всех людей, тем или иным образом занятых в миссии и катехизации. Именно эти вопросы, как мне представляется, резонно задавать, когда мы видим очередные радикальные призывы из церковной ограды.

1. Гуманитарное пространство

Церковь на современном этапе переживает поиск своего места в обществе. Само общество, в свою очередь, проходя постсоветский период, формирует свою новую идентичность. Процесс формирования этой идентичности влияет на православные сообщества, которые имея разные политические, экономические, культурные взгляды, взгляды на место Церкви, разделяются на группы и направления.

Наконец, в самой Церкви есть различие пастырей и пасомых, но уже по критериям богословской ориентации. Появляются сообщества ревнителей-противников модернизма, монархисты, активисты, либералы, сторонники богословия т.н. «парижской школы» и многая прочая.

И тут можно благодушно припомнить слова апостола о выявлении искуснейших через разномыслие и во всем должна быть любовь. Но это будет благонравной гримасой, потому как православные верующие постепенно разделяются. Происходит поляризация мнений, взглядов, оценок, которая разделяет общество верующих. В радикальных случаях приводит к утрате христоцентричности одними и уход в достоевское подполье у других. Появляются движения либералов и православных радикалов, способные поднять панику и смуту в православном обществе.

И НИКТО в самой Церкви за этим не следит. Вот эта отстраненность от гуманитарного пространства внутри Церкви обернулась хаосом в церковном пространстве. Безусловно, ее внутреннее пространство должно быть территорией свободного поиска. Но, по моему мнению церковные власти всё-таки должны задавать некий тон, стандарт, вектор (как кому угодно) церковной жизни.

Это, отнюдь, не должно проявляться в перечне требований. Совсем нет. Достаточно адекватной и своевременной (!) реакции на действующие вызовы внутри церкви. Это поможет людям ясно ориентироваться внутри церковной ограды, без майданов и ревнительства не по разуму.

2. Кризис катехизации

Это тот самый вопрос внутренней миссии, когда нужно вести проповедь среди самих православных. Та самая проблема, когда мы сталкиваемся с очень невысоким уровнем церковного просвещения. А половина проблем с горе-ревнителями происходит от непонимания ими границ Церкви и того, кто такие католики. Т.е. вопрос грамотности наших прихожан в богословских вопросах.

Есть очень много книг, брошюр, популярных изданий с информацией о подготовке к таинствам, но очень мало книг о самой Церкви, о том, что значит быть христианином сегодня, с изложением учения Церкви о её границах и месте в жизни, священстве, таинствах. Нет ни одного крупного публичного исследования о католиках или протестантах.

На самих приходах миссионерская работа ведется часто по остаточному принципу, для галочки. Успешных миссионерских, просветительских программ, направленных на внутреннюю миссию — единицы. Указания Святейшего в лучшем случае — буксуют. А ведь грамотность наших прихожан — основа осознанной церковной жизни и хорошая страховка от любой ереси или раскола.

3. Уход от простоты

Вопрос созвучный второму, но уже со стороны прихожан. К сожалению, в церковной среде довольно часто можно встретить позицию «что вы к нам со своими высокими материями привязались, у нас всё по простоте». Далее идут слова ряда святых о пользе простой веры. Однако, тут есть подмена.

Простота, о которой говорили святые — не безалаберность в вопросах учения Церкви и не сознательное невежество. Это не оправдание ленности ума. Это иной уровень духовной жизни, когда человек переступил через собственные страсти и имеет опыт богообщения. Это следующий шаг. Это простота чистого сердца, зрящего Бога, которая выше разумения. А позиция нашей простоты — банальная подмена.

Такая позиция простительна для бабушки 78 лет или людей, живущих в далеких селах восточной Сибири, где 1 храм на 1000 кв. км. НО, когда вам это заявляет женщина лет 35 или молодой человек лет 18, становится странно.

Большое количество граждан нашей страны имеет высшее образование, т.е. люди изучали целые области знаний, осваивали понятийный аппарат, специальную терминологию, изучали сложные схемы взаимодействий (от молекул и атомов до работы органов государственной власти). Они шли к этому, чтобы получить работу, заниматься интересным делом. Но вопрос спасения человека куда важнее всех возможных земных знаний и попечений. Однако, он не получает такого внимания как работа или научная деятельность!

Господь сказал: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Почему-то запоминают только вторую часть фразы. Без изучения своей веры (к которому призван каждый христианин), без знания учения Церкви, не только сложно осознать в Кого веришь. Сложно более или менее серьезно воцерковиться. В Церковь нужно не только прийти, нужно в ней научиться жить и остаться до Вечности.

24 3
Православная социальная сеть «Елицы»