«Возвратись в дом твой и расскажи, что сделал тебе Бог». Об одной малоприметной детали исцеления гадаринского бесноватого

18.12.2017

Gadarinskii3

Священник Илья НИКИТИН

Евангельское повествование об исцелении Гадаринского бесноватого (Лк. 8: 26-39) достаточно известно. Также известны основные смыслы толкований этого чудесного события. Когда мы читаем о том, что этот страдающий человек обладает громадной силой и свирепым нравом, то понимаем, что злые духи, получая себе в подчинение человеческие души, довольно сильны. Читая о том, что Господь повелевает нечистым духам оставить человека и разрешает им вселиться в стадо свиней, которое вскоре погибает, сознаем, что без воли Бога не бывает ничего. Даже такая страшная болезнь, как одержимость, не возникает на пустом месте, тем более это не означает, что Бог забыл про человека, которому выпало такое испытание. Наконец, когда читаем о третьем ярком случае из этого повествования – о просьбе жителей страны Гадаринской к Иисусу с призывом удалиться, то видим здесь неготовность людей к восприятию Бога, нежелание менять свою жизнь под влиянием проповеди Христа.

Казалось бы, эта история окончена. Иисус вместе со своими учениками садится в лодку, чтобы вернуться на противоположный берег Геннисаретского озера. Но вот тут к нему обращается исцеленный человек. Он просит, чтобы Христос взял его с собой. Но Иисус отвечает ему отказом: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сделал тебе Бог». И, как написано в Евангелии, бывший бесноватый «пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк.8:39).

Исцеленный проповедник

Спрашивается, почему именно на этом малозаметном моменте всей чудесной истории стоит остановить свое внимание и почему он называется деталью? А потому, что на самом деле это очень важная деталь в механизме человеческих отношений. Иисус Христос оставляет этого мужчину в месте, где его все знают, и, хотя молва о нем, несомненно, была дурная (шутка ли, человек жил в местах захоронения мертвых и с легкостью сокрушал цепи, которыми его пытались сдержать), все же теперь это был совершенно другой человек. Исцеленный от своего тяжелого недуга, он, помимо душевного и физического здоровья, получил главное – опыт живого общения с Богом, благодатного присутствия Творца в своей жизни. Всего этого так не хватало жителям страны Гадаринской! И этот счастливый человек вернулся в свой дом, чтобы поведать всем людям, что бывает, когда разрешаешь Богу действовать в твоей жизни. Да, они потеряли несметное число свиней (разводить которых запрещалось по закону того времени), но взамен они получили бы несравненно большее.

Живое знание Бога

Но вернемся к деталям вышеназванного механизма. Каждый из нас в разном возрасте слышал рассказы ветеранов, врачей, пожарников, в общем, всех тех, чья жизнь и профессия связаны с моралью и подвигом. Мы ими восторгались, ставили себе в пример, хотели быть как они, наконец. В духовной жизни все точно так же.

Мы читаем жития разных святых, подвижников благочестия, узнаем жизненные истории праведников. Мы радуемся их опыту, стараемся применять его в своей жизни. Зачем мы это делаем? Просто потому, что перед нашими глазами открывается живое знание Бога, наглядное присутствие Его в жизни людей, стремящихся к Нему. Все это объясняет многое и снимает множество проблем. Почему, например, в Церкви так много молитв и постов? Ответ прост – чтобы человек, однажды нашедший для себя Бога, не потерял Его в безрассудном растрачивании своих сил в мире, где говорится только об удовлетворении своих собственных потребностей, а большинство блюд подается под соусом «эгоизм и вседозволенность».

Чем же может быть полезен опыт исцеленного Гадаринского бесноватого в нашей жизни? Представим себе ситуацию. У некоторой бабушки есть двое внучат – мальчик и девочка. Они уже выросли, окончили школу, учатся в университете в другом городе, каждый задумывается о своей собственной семье. Все хорошо, благополучно, по выходным звонят, на лето в гости приезжают. Одна только печаль есть у этой бабушки – нет у внучат стремления к Богу, нет желания в храм ходить. Говорят, времени на все это не хватает. Эх, взрослые стали, непослушные. А когда маленькие были, вперед бабушки в храм бежали, всю службу выстаивали без стона и писка, а потом еще и подсвечники убирать оставались. Что же случилось? Как это исправить? Неужели все потеряно?

«Глаголом жги сердца людей»

В этой истории опыт исцеленного человека пришелся очень бы кстати. Иисус Христос сказал ему: «Расскажи, что тебе сделал Бог». С этими же словами Господь обращается и к нам. У каждого из нас есть этот опыт, опыт  исцеленного Гадаринского бесноватого. У каждого он свой. Кто-то пришел к Богу с просьбой и получил просимое, кто-то пришел с горем и был утешен. Этим опытом можно и нужно делиться. Потому что это очень будет похоже на пушкинское «глаголом жги сердца людей». Чтобы другой человек понял, зачем ему в жизни Бог, чем Он может ему помочь, с ним (с человеком) нужно поделиться своим личным богатством – знанием Бога. Ведь согласитесь, что если выстраивать взаимоотношения человека с Богом на принципах «так надо», «не задавай лишних вопросов» и «если ты меня любишь, ты это сделаешь» весьма сомнительно. Эта конструкция, если она вообще возникнет, будет непрочной.

Хорошо, в принципе, когда в семье младшим членам от старших передается опыт общения с Богом, Его живого присутствия в жизни человека. Тогда этот опыт становится семейной ценностью. Но в разы лучше и прекраснее, когда он становится личной ценностью человека, его богатством, «сокровищем, неоскудевающим на небесах» (Лк. 12:33).

 

5 0
Православная социальная сеть «Елицы»