Всеправославный Собор: проект «Константинопольский понтификат»?

08.06.2016

Всеправославный Собор: проект «Константинопольский понтификат»?

Владимир ЛЫЧЕВ

Паникеры и нытики посрамлены, проведение собора поставлено под большой вопрос. Все те, кто упорно называл Всеправославный Собор «восьмым вселенским», писал «антиэкуменические символы веры», кричал, что православие на грядущем Соборе предадут, сдадут, продадут католикам и нес прочую лабудень — получили хорошую пищу для размышлений. Получили повод подумать и те, кто ожидал принятия соборных документов в предварительно согласованной редакции, предполагая максимальную экуменичность мероприятия.

1. «Ехала-болела»

С самого начала процесса обсуждения проектов решений Собора было понятно, что поправки вносить в них будет весьма проблематично, ибо такая процедура не была специально предусмотрена. Официальным поводом для их обнародования стали разного рода кривотолки по их содержанию и посему, по настоянию Патриарха Кирилла, документы были опубликованы.

Но вот в чем вопрос: какой была основная цель их публикации? Изначально было ясно, что в обнародованной редакции их принимать нельзя, уж очень много вопросов. Из документов было видно, что никаких ересей там нет. Адекватно опасавшиеся дружно выдохнули. Но в текстах множество позиций, которые могут быть двояко истолкованы, в том числе — в антиправославном ключе. И это, как ни крути, не уровень Всеправославного собора.

А как в них вносить поправки? И в каком порядке это будет происходить? Первыми (еще в апреле) высказались киприоты — митр. Афанасий и арх. Хризостом. Затем Элладская Церковь. От Фанара никакой реакции не последовало. И только после жесткой критики от Грузинской Церкви оказалось, что документы уже проголосованы и обсуждению не подлежат.

Обоснование было простым: регламент Собора не предусматривает порядка внесения поправок, только внесение особых мнений в ходе Собора. Но до синода Грузинской Церкви это никого не интересовало, все делали вид, что всё в порядке, продолжали собирать синоды и конференции.

2. Критика

Не совсем ясны изначальные цели созыва Собора. Абстрактная демонстрация нашего единства? Демонстрация кому, мiру? Небо (Οὐρανός), если что, и так в курсе, что Церкви с Ним едины.
В Церкви нет критической ереси, для борьбы с которой должен созываться такой собор. Есть множество мелких ересей, но они уже тем или иным образом осуждены прошлыми соборами. Возбухания на тему «ереси экуменизма» упираются в банальную невозможность сформулировать, что собой эта ересь представляет.

У нас в Свято-Тихоновском университете прошли слушания по документам собора, по итогам внесли много важных поправок. Вкупе с поправками Кипрской и Грузинской Церквей они дают картину по качеству документов. Но наши поправки держали под сукном до пятницы, когда стало известно, что Грузинская Церковь внесла серьезные изменения в документы, а Болгарская — и вовсе отказалась от участия в соборе.

3. Уход от столкновения

Выдержка документов, которую проявил Московский Патриархат выглядит весьма странной. Ведь не болгары, а мы могли встать на защиту Предания Церкви, поставить ультиматум Фанару и выставить поправки в тексты документов. Но проблема в том, что это бы привело к прямому столкновению, а учитывая политическую «популярность» Вселенского Патриарха и наши проблемы в Украине… В общем, сложно представить последствия такого шага.

Нам бы обязательно поставили в вину срыв Собора и обострение противоречий. Нужно было провести такое решение как общецерковное и не выглядеть ригористами, устроившими саботаж.
И за две недели до Собора, вдруг, неожиданно Грузинская и Болгарская Церкви выступают с жесткой критикой документов.

В довершение — наш Священный Синод выступает с заявлением о необходимости срочного и более подробного обсуждения поправок, в том числе, и наших — скорейшего проведения предсоборного совещания. Мудрый ход. В результате, без скандалов мы и поправки вносим и Собор спасаем. В отличии от Константинопольского Патриарха, который скорей-скорей, любыми путями пытался провести документы без обсуждения через Всеправославный Собор.

Фото: ethnos.gr

21 2
Православная социальная сеть «Елицы»