За гуманизмом и толерантностью

17.11.2014

Александр Ермолин

Александр ЕРМОЛИН:

«Гуманизм» и «толерантность» — это то, о чем слышал хотя бы раз каждый современный человек. Как утверждают политики и юристы, в основе нашего права лежат принципы гуманизма. Общественные деятели призывают нас к толерантному отношению к людям с разными взглядами. Иными словами, современное информационное поле давит на человека с мыслью о том, что толерантность и гуманизм – это важнейшие либеральные ценности, без которых немыслимо наше государство и общество.

Однако если рассмотреть эти понятия с православной точки зрения, то можно прийти к неожиданному выводу.

Христианство и личность

Начнем с того, что понятие личности человека и его достоинства было разработано в IV веке великими христианскими мыслителями отцами-капподакийцами. Для них личность человека означала в первую очередь причастность человека к Божеству. Человек велик потому что он является творением Божиим. То есть быть тварью — это не унижение, а, наоборот, признак достоинства человека.

Странное Возрождение

Воспетая многими учеными эпоха Возрождения, этот свет после «мрачного Средневековья» принесла человечеству новое учение — гуманизм. Он провозгласил, что именно человек должен находиться в центре всего мироздания. Человек как он есть, как тело, воспетое поэтами и созданное скульпторами. В это время произошла страшная подмена –место Бога занял человек и это определило весь дальнейший ход европейской истории. Если христианство предлагало миру Богочеловечество, соработничество Бога и человека, то новый гуманистический мир предложил человекобожие. И именно по этому пути пошло развитие европейской цивилизации.

И Европа постепенно возрождает язычество. Кстати, великий деятель Возрождения Макиавелли видит в язычестве силу, которая может объединить все общество. Именно язычество, по мнению Макиавелли, возвышает мужество, добродетели, храбрость, славу. Именно эти черты нужны настоящему гражданину. В отличие от язычества, христианство развивает «ненужные» качества – доброту, смирение, воздержание и прочие ненужные современному миру добродетели.

Нетерпимая толерантность

Толерантность, переводимая как терпимость, является детищем гуманизма. Мир, поставивший во главу угла человека во всем его несовершенстве, был вынужден смириться с его слабостями, а, говоря по-православному, с грехами. И грехи эти надо было оправдать и узаконить. Так возникла мысль о толерантности, то есть терпимости ко всему. Все, что творит человек, — верно. Главное не ограничивать право творить что угодно у другого «бога» — еще одного европейского человека.

Мы видим, к чему приводит Европу современная толерантность. Терпимость к греху, признание извращений нормой – обо всем этом уже много написано и много сказано.

Выход есть!

Полторы тысячи лет назад был дан рецепт выхода из современного кризиса. Отцы-каппадокийцы сказали, что человек есть Личность. В этих словах заключается рецепт выхода из жесткого кризиса европейской действительности. Если человек осознает себя творением Божиим, то сможет понять, в чем же заключается и его величие, и его призвание.

Созданный по образу и подобию Божию, человек должен здраво оценивать свое место в мире как творение Божие и стремиться достигнуть подобия, то есть подняться на высоты духовной жизни и приблизиться к Богу. Тогда все станет на свои места. Мужчины будут мужчинами, а женщины –женщинами и все в мире вернется на круги своя.

19 3
Православная социальная сеть «Елицы»