Загадка для пастыря: можно ли крестить транссексуала?

09.07.2015

Загадка для пастыря: можно ли крестить транссексуала?

священник Святослав ШЕВЧЕНКО

Многие знают, что имею честь участвовать в нескольких онлайн-проектах, в которых интернет-пользователи задают священнослужителям вопросы. Благодаря этому уже, что называется, набил руку в формате вопрос-ответ.

Вопросы поступают разнообразные. Большинство интересуются по поводу крестных, другие — советуются относительное борьбы с грехом, третьим — важна позиция Церкви на то или иное явление. Бывает и сектанты тестируют священника на знание Библии. Здесь все предельно ясно.

Но нередко передо мной встают поломанные человеческие судьбы, жизненные трагедии и безнадежное отчаяние. Честно признаюсь, что подсознательно боюсь этих вопросов, поскольку передо мной как бы возникает сложный хрупкий механизм из хрусталя — и любое неверное движение может завершиться локальным концом света для конкретного человека, семьи.

Время зазеркалья

Многое было, но не помню вопроса, который загнал бы меня в полный ступор. Обычно если вопрос сложный, то у меня есть время полистать Священное Писание, духовную литературу. В конце концов — есть интернет, который поможет подсмотреть ответы на подобные вопросы у моих коллег по сану.

На днях ко мне обратился не совсем обычный пользователь, который желает принять таинство Крещения. Другому бы я с радостью поведал, что нужно для подготовки стать христианином… а тут — опешил. Ко мне обратилась женщина, которая родилась мальчиком.

Вопрос задали в публичном формате, а не в приватной беседе, поэтому считаю, что имею право отрефлексировать ситуацию вслух. Тем более, что у меня почему-то появилось ощущение, что таких обращений к священникам станет больше в наше время духовно-нравственного зазеркалья.

Борьба мыслей

Короче говоря, мужчине, психологически чувствующем себя женщиной, в 30 лет после необходимых медицинских тестов все-таки удалось хирургическим путем сменить пол. Теперь она (он) вышла замуж и чувствует себя счастливым человеком. Но эта женщина, бывшая мужчиной понимает, что все произошедшее не совсем правильно с христианской точки зрения, но она (он) хочет посещать церковь и принять Крещение.

Откровенно говоря, во мне боролись две мысли: «он изменил, данный Богом пол!» и «но ведь он несчастное Божье создание, которое нельзя отталкивать от Церкви?». Точку в моих душевных терзаниях помог поставить веб-серфинг. Оказалось, что общецерковная позиция по этому вопросу давно имеется.

Бунт против Творца

Позиция по этому вопросу содержится в объемном соборном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году. Процитирую нужный отрывок целиком:

«Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к противоположному полу, результатом чего становится попытка изменения пола (транссексуализм). Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности.

«Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность.

Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека в священный сан и вступление его в церковный брак недопустимо.

От транссексуализма надлежит отличать неправильную идентификацию половой принадлежности в раннем детстве в результате врачебной ошибки, связанной с патологией развития половых признаков. Хирургическая коррекция в данном случае не носит характер изменения пола».

14 2
Православная социальная сеть «Елицы»