Защита от богохульства: время петрушек должно закончиться

20.08.2015

Время петрушек должно закончиться

священник Святослав ШЕВЧЕНКО

На днях в фейсбук-дискуссии по поводу разгрома богохульной выставки в столичном Манеже мне задала вопрос его участница Мила Одегова: «О. Святослав, прошло 3 дня с момента начала богохульства. Вы что уже сделали?» А ведь мне и вправду ответить нечего. Хотя я очень хочу что-то сделать, потому что категорически против хулы на Бога и святых. Но передо мной встала дилемма.

С одной стороны — богохульство, с другой стороны — радикализация православных активистов, которые уже стали выезжать по вызову как «Охотники за приведениями» из известного мультсериала. Причем, делают они это от лица всех православных христиан. Хотя никто их на это не уполномочивал. Речь о репутационных потерях для Церкви.

Исповедничество и ремесло

Мне живо вспомнилась история с другой скандальной выставкой «Осторожно, религия!», проходившей в Сахаровском центре. Это был прецедент. Потому что на тот исторический момент никто не знал как реагировать на откровенное кощунство над верой. Тогда вроде атеистическая пропаганда сошла на нет, и стали строиться и восстанавливаться храмы, открываться семинарии по всей стране. Но все же 12 лет назад голос Церкви был еще слабым.

И помню, что в моем сердце поступок шестерых верующих, остановивших провокацию — вызвал одобрительный отклик. Но почему такой же реакции не последовало в случае с современными православными активистами? А потому что в первом случае все видели в этом явный подвиг исповедничества, на который их благословил духовник, потому что ребят ожидал реальный срок. А во втором — православные активисты, которым все сходит с рук из-за высокого покровительства, поставили борьбу с богохульством на поток, превратив это в медийное ремесло.

Согласен с церковным публицистом Александром Щипковым, который сравнил их акции с публичными мероприятиями Pussy Riot, Femen и им подобные. Потому что активисты играют по тем же правилам. Это подкладывание свиных голов, демонстративное разбивание тарелок и бросание оземь кусков линолеума — это тоже своего рода перфоманс, перед совершением которого к центру действа созываются представители СМИ.

Пиар на богохульстве

Акцентирую внимание на том, что лично передо мной никогда не стояло вопроса: «Реагировать на богохульство или проигнорировать?» Для меня ответ однозначен: реагировать. Вопрос заключается в самой реакции. На мой субъективный взгляд, реакционеры, позиционирующие себя христианами, не должны превращаться в театральных актеров. И в последних случаях — они явно переигрывают.

Например, те же ребята, остановившие кощунственную выставку в 2003 году — не играли. Они шли защищать Христа, Божию Матерь и святых. Они шли защищать Церковь Божию, а не пиариться и зарабатывать политические очки на богохульстве. И поэтому, я активно подписывал письма, которые организованным потоком шли в суды, прокуратуру, госдуму и другие органы власти. Тогда соответствующие учреждения были завалены заявлениями со всей России.

 Православные правозащитники

Таким же образом, считаю, будет целесообразным построить работу по обеспечению правоприменения закона о защите религиозных чувств верующих. Юридический аспект давно взяли на вооружение различные нетрадиционные религиозные организации. Это мне стало понятным, когда работал в редакции одной региональной газеты. Стоило нам хоть краем коснуться какой-нибудь такой организации, как на следующий же день после публикации к нам приходил ее представитель с исковыми претензиями. Поэтому-то журналисты и не любят с ними связываться.

В этой связи, меня очень порадовало  появление правозащитного центра Всемирного русского народного собора, а затем запуск проекта православного правозащитного центра «Территория Церкви». Именно такие организации, на мой взгляд, и должны профессионально заниматься с фактами откровенной хулы на Бога и Церковь. И православные активисты могли бы принять здесь самое активное участие в фиксации таких фактов, проведении информационных кампаний по их обнародованию, митингах и молитвенных стояниях.

Только так можно добиться серьезного отношения к себе. Потому что базарного петрушку никто всерьез воспринимать не будет. Разве что очередной информационный повод для скандальной прессы. Да плюс очередной ярлык «мракобесов» на социальную группу, от лица которой он высказывается.

 

 

13 3
Православная социальная сеть «Елицы»